Вопрос 24
Теория поэтапного формирования умственной деятельности (ТПФУД) П.Я.Гальперина
Теория перехода (интериоризации) внешней деятельности во внутренний план наиболее полно разработана в учении Петра Яковлевича Гальперина (1902-1988). Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из трех частей: ориентировочную (управляющую), исполнительную (рабочую), контрольно-корректировочную. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия. Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре – основными. 1 этап – мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости. 2 этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия (ООД). 3 этап – материальный. Учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой операции. Действие на этом этапе максимально развернуто и выполняется фактически с опорой на внешние вспомогательные средства. 4 этап – громкой речи. На этом этапе учитель требует от ребенка проговаривания вслух каждого шага решения задачи. Если пропустить этот этап, ребенок будет делать ошибки при решении задачи без опоры на карточку. 5 этап – внешняя речь про себя. Отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью. 6 этап – умственного или внутриречевого действия. Действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным. С помощью такого поэтапного формирования могут быть приобретены не только навыки решения задач, но и навыки чтения чертежей, грамматического анализа, опознания сложных объектов и т.п., что имеет самое непосредственное практическое применение.
- Возрастная и педагогическая психология
- Вопрос 5 Понятие возраста. Возрастная периодизация л.С. Виготського
- Вопрос 7 Возрастная периодизация з.Фрейда, ж. Пиаже, е. Эриксона
- Вопрос 8
- Кризис 1 года
- Вопрос 9
- Кризис 3 лет
- Вопрос 11
- Кризис 7 лет
- Вопрос 12
- Вопрос 13 адаптации детей к школе
- Вопрос 14
- Вопрос 15 Развитие личности младшего школьника
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Вопрос 20
- Вопрос 21
- Вопрос 22 Структура учебной деятельности. Психологические компоненты
- Вопрос 23
- Теория проблемного обучения.
- Вопрос 24