logo
Vozrastnaya_i_pedagogicheskaya_psihologia

Вопрос 18

Общение.

Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему

значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со

взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы

взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и

по регулирующим их нормам.

Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, в то

время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.

Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению актуальных

интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает

больше времени проводить со сверстниками.

Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период

становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное,

часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга

и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и

принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать

и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же

взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным

психотерапевтом.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько

интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».

Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в

разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его

принять, недостаточно.

Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он

принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко

подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании.

Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается

изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети

излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания,

равнодушные к общим делам и успехам группы.

При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе

другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить

одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию

своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе.

Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы,

образующиеся в летних лагерях.

Отношения со взрослыми.

Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми,

прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено — им не

охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном

возрасте.

Подростковые конфликты. Конфликты между подростками и взрослыми

возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и

обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за

поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых

взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого

человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения,

непослушания.

Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет

на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка

осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний

и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в

равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.

Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже

возник,— переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение

отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко

взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку

ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.