Вопрос 18
Общение.
Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков.
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему
значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со
взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы
взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и
по регулирующим их нормам.
Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, в то
время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.
Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению актуальных
интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает
больше времени проводить со сверстниками.
Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период
становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное,
часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга
и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и
принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать
и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же
взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным
психотерапевтом.
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько
интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».
Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в
разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его
принять, недостаточно.
Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он
принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко
подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании.
Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается
изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети
излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания,
равнодушные к общим делам и успехам группы.
При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе
другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить
одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию
своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе.
Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы,
образующиеся в летних лагерях.
Отношения со взрослыми.
Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми,
прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено — им не
охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном
возрасте.
Подростковые конфликты. Конфликты между подростками и взрослыми
возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и
обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за
поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых
взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого
человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения,
непослушания.
Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет
на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка
осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний
и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в
равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.
Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже
возник,— переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение
отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко
взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку
ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.
- Возрастная и педагогическая психология
- Вопрос 5 Понятие возраста. Возрастная периодизация л.С. Виготського
- Вопрос 7 Возрастная периодизация з.Фрейда, ж. Пиаже, е. Эриксона
- Вопрос 8
- Кризис 1 года
- Вопрос 9
- Кризис 3 лет
- Вопрос 11
- Кризис 7 лет
- Вопрос 12
- Вопрос 13 адаптации детей к школе
- Вопрос 14
- Вопрос 15 Развитие личности младшего школьника
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Вопрос 20
- Вопрос 21
- Вопрос 22 Структура учебной деятельности. Психологические компоненты
- Вопрос 23
- Теория проблемного обучения.
- Вопрос 24