5. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения преподавателем технологией педагогического общения.
Профессионально-педагогическое общение – это система (приёмы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Общение в педагогической деятельности – это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и учащихся, обуславливающих успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит своё выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с учениками, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее формой, имеет этапы решения:
анализ ситуации;
перебор вариантов и выбор их них оптимального;
коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов.
Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.
Коммуникативная задача – это та же педагогическая задача, но переведённая на язык коммуникации. Организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации.
- Педагогические технологии
- 1. Педагогические технологии в высшей профессиональной школе
- Сравнительная характеристика методики и технологии обучения
- 3. Классификация педагогических технологий и их виды
- 4. Выбор педагогических технологий в профессиональном образовании. Критерии и алгоритм выбора технологии обучения
- 5. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
- Этапы решения коммуникативной задачи:
- Стадии педагогического общения и технология их реализации
- 6. Традиционные технологии обучения
- 7. Инновационные технологии обучения
- 8. Технологии активного обучения.
- 9. Информационные технологии в обучении. Компьютеризация учебного процесса
- Классификация дидактических средств обучения. Учебная книга как основной информационный источник. «Электронные» учебные пособия
- 11. Диагностика (контроль) качества результатов обучения
- 12. Рейтинговая технология оценки качества
- 13. Тестирование как технология оценки академических