logo
Вопр

5. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения преподавателем технологией педагогического общения.

Профессионально-педагогическое общениеэто система (приёмы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Общение в педагогической деятельности – это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и учащихся, обуславливающих успешность обучения и воспитания.

Педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит своё выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с учениками, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее формой, имеет этапы решения:

Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.

Коммуникативная задача – это та же педагогическая задача, но переведённая на язык коммуникации. Организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации.