Классификация дидактических средств обучения. Учебная книга как основной информационный источник. «Электронные» учебные пособия
Информационно-предметное обеспечение дисциплины включает:
1. Средства, содержащие в себе и способствующие передаче студентам учебной и научной информации, определенной целями обучения (например, печатные источники, Интернет, радио, телевидение, аудиовизуальные носители, мультимедиа).
2. Все материальные средства, которые используются в учебных целях и способны непосредственно или опосредованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки (лабораторное демонстрационное оборудование, макеты, установки, тренажеры, механизмы, ТСО и т.п.).
Классификация средств обучения:
1. Учебники, учебные пособия, задачники и другие печатные средства.
2. Простые визуальные средства (оригинальные макеты, диаграммы, модели, графики, карты, картины).
3. Механические визуальные средства (диаскопы, микроскопы).
4. Аудиальные (проигрыватели, радиоприемники, магнитофоны и т.д.).
5. Аудивизуальные (телевизор, видеомагнитофон).
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры), обладающие возможностью решения современных дидактических задач.
Учебная книга как основной информационный источник
Учебник – основной компонент учебно-методического комплекса. С опорой на учебную программу, он определяет содержание обучения, систему работы студентов при овладении знаниями. Через учебник реализуется стратегия обучения. Он является важнейшим источником знаний студента.
Другие печатные средства обучения:
- учебное пособие;
- учебно-методические разработки;
- конспекты лекций;
- словари и справочная литература;
- руководство к выполнению курсовых, дипломных и диссертационных работ;
- раздаточные печатные материалы.
Функции учебника:
Информационная – раскрытие сути содержания учебника как носителя содержания образования, представленного текстом и иллюстрациями.
Руководства – раскрытие дидактико-методологического содержания программы. Учебник определяет набор, акцентирование, ранжирование всего учебного материала (текстов, заданий, примеров). Поэтому он становится средством планирования, подготовки и проведения занятий.
Стимулирования – определение значения учебника в закреплении знаний и стимулирования учения, повышения интереса студентов к учебному материалу и возможностям его использования. Материал учебника должен вырабатывать умение работать с дополнительной литературой и справочниками.
Упражнения и самоконтроля – обеспечение прочного и устойчивого усвоения знаний и умений, что достигается посредством упражнений, повторений, систематизацией знаний, организации их контроля.
Координации – установления взаимосвязи с другими учебными книгами и средствами учебно-методического обеспечения конкретной дисциплины.
Рационализации – ориентирование на экономию времени преподавателей и студентов как на аудиторных занятиях. так и вне их.
Воспитательная (мировоззренческая) – развитие у студентов с помощью учебника научного мировоззрения, творческого мышления, экономической культуры, целостного отношения к учебным и научным знаниям, формирование на основе всего этого эмоционально-мотивационной сферы.
Руководства познавательной деятельностью студентов – учебник – это развернутая во времени и пространстве, содержательная программа учебной деятельности, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета посредством дидактических форм.
Основные дидактические требования к учебной книге:
1. Научно-методический и культурный уровень содержания. Соответствие основным направлениям развития современной научной мысли.
2. Соответствие требованиям ГОСов, определяющих обязательный набор знаний по дисциплине.
3. Дидактический уровень и обучающий потенциал, т.е. доступность, способность подкрепить лекционные и практические занятия, стимулировать самостоятельную работу.
4. Четкое обозначение тем, необходимый справочный аппарат, используемая литература.
5. Отражение научной и педагогической концепции преподавателя.
6. Инструмент дидактической технологии.
Электронные учебники – это электронные учебные курсы, построенные на информационных технологиях; это могут быть учебники, учебные пособия, обучающие системы, словари, справочники.
Преподавание с помощью электронного учебника предполагает разработку информационно-компьютерной поддержки.
Компоненты электронного учебника могут быть разнородными по составу, но едины по выполняемым функциям и функционально соподчиняться, выполнять единую учебную задачу.
Процесс создания электронного учебника осуществляется методом дидактического проектирования, позволяющим анализировать, контролировать, коррелировать вопросы предметного содержания и психолого-педагогических требований. В структурном отношении модель электронного учебника содержит блок, включающий текст и иллюстрации, содержание параграфов электронного учебника с учетом разделения учебного материала на разделы и темы, воспринимаемыми обучаемыми в определенной последовательности.
Предметно – содержательный блок электронного учебника составляет основное содержание учебного материала, формирующего у обучаемых знания и умения.
Контролирующий блок ориентирует обучаемых на воссоздание изученного материала в компактной и зрительно-наглядной форме. Он выполняется в форме контрольных заданий.
Эти блоки находятся в информационном взаимодействии и представляют целостную систему с точки зрения содержательной, профессиональной стороны образовательного процесса.
- Педагогические технологии
- 1. Педагогические технологии в высшей профессиональной школе
- Сравнительная характеристика методики и технологии обучения
- 3. Классификация педагогических технологий и их виды
- 4. Выбор педагогических технологий в профессиональном образовании. Критерии и алгоритм выбора технологии обучения
- 5. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
- Этапы решения коммуникативной задачи:
- Стадии педагогического общения и технология их реализации
- 6. Традиционные технологии обучения
- 7. Инновационные технологии обучения
- 8. Технологии активного обучения.
- 9. Информационные технологии в обучении. Компьютеризация учебного процесса
- Классификация дидактических средств обучения. Учебная книга как основной информационный источник. «Электронные» учебные пособия
- 11. Диагностика (контроль) качества результатов обучения
- 12. Рейтинговая технология оценки качества
- 13. Тестирование как технология оценки академических