logo
Вопр

Классификация дидактических средств обучения. Учебная книга как основной информационный источник. «Электронные» учебные пособия

Информационно-предметное обеспечение дисциплины включает:

1. Средства, содержащие в себе и способствующие передаче студентам учебной и научной информации, определенной целями обучения (например, печатные источники, Интернет, радио, телевидение, аудиовизуальные носители, мультимедиа).

2. Все материальные средства, которые используются в учебных целях и способны непосредственно или опосредованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки (лабораторное демонстрационное оборудование, макеты, установки, тренажеры, механизмы, ТСО и т.п.).

Классификация средств обучения:

1. Учебники, учебные пособия, задачники и другие печатные средства.

2. Простые визуальные средства (оригинальные макеты, диаграммы, модели, графики, карты, картины).

3. Механические визуальные средства (диаскопы, микроскопы).

4. Аудиальные (проигрыватели, радиоприемники, магнитофоны и т.д.).

5. Аудивизуальные (телевизор, видеомагнитофон).

6. Средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры), обладающие возможностью решения современных дидактических задач.

Учебная книга как основной информационный источник

Учебник – основной компонент учебно-методического комплекса. С опорой на учебную программу, он определяет содержание обучения, систему работы студентов при овладении знаниями. Через учебник реализуется стратегия обучения. Он является важнейшим источником знаний студента.

Другие печатные средства обучения:

- учебное пособие;

- учебно-методические разработки;

- конспекты лекций;

- словари и справочная литература;

- руководство к выполнению курсовых, дипломных и диссертационных работ;

- раздаточные печатные материалы.

Функции учебника:

  1. Информационная – раскрытие сути содержания учебника как носителя содержания образования, представленного текстом и иллюстрациями.

  2. Руководства – раскрытие дидактико-методологического содержания программы. Учебник определяет набор, акцентирование, ранжирование всего учебного материала (текстов, заданий, примеров). Поэтому он становится средством планирования, подготовки и проведения занятий.

  3. Стимулирования – определение значения учебника в закреплении знаний и стимулирования учения, повышения интереса студентов к учебному материалу и возможностям его использования. Материал учебника должен вырабатывать умение работать с дополнительной литературой и справочниками.

  4. Упражнения и самоконтроля – обеспечение прочного и устойчивого усвоения знаний и умений, что достигается посредством упражнений, повторений, систематизацией знаний, организации их контроля.

  5. Координации – установления взаимосвязи с другими учебными книгами и средствами учебно-методического обеспечения конкретной дисциплины.

  6. Рационализации – ориентирование на экономию времени преподавателей и студентов как на аудиторных занятиях. так и вне их.

  7. Воспитательная (мировоззренческая) – развитие у студентов с помощью учебника научного мировоззрения, творческого мышления, экономической культуры, целостного отношения к учебным и научным знаниям, формирование на основе всего этого эмоционально-мотивационной сферы.

  8. Руководства познавательной деятельностью студентов – учебник – это развернутая во времени и пространстве, содержательная программа учебной деятельности, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета посредством дидактических форм.

Основные дидактические требования к учебной книге:

1. Научно-методический и культурный уровень содержания. Соответствие основным направлениям развития современной научной мысли.

2. Соответствие требованиям ГОСов, определяющих обязательный набор знаний по дисциплине.

3. Дидактический уровень и обучающий потенциал, т.е. доступность, способность подкрепить лекционные и практические занятия, стимулировать самостоятельную работу.

4. Четкое обозначение тем, необходимый справочный аппарат, используемая литература.

5. Отражение научной и педагогической концепции преподавателя.

6. Инструмент дидактической технологии.

Электронные учебники – это электронные учебные курсы, построенные на информационных технологиях; это могут быть учебники, учебные пособия, обучающие системы, словари, справочники.

Преподавание с помощью электронного учебника предполагает разработку информационно-компьютерной поддержки.

Компоненты электронного учебника могут быть разнородными по составу, но едины по выполняемым функциям и функционально соподчиняться, выполнять единую учебную задачу.

Процесс создания электронного учебника осуществляется методом дидактического проектирования, позволяющим анализировать, контролировать, коррелировать вопросы предметного содержания и психолого-педагогических требований. В структурном отношении модель электронного учебника содержит блок, включающий текст и иллюстрации, содержание параграфов электронного учебника с учетом разделения учебного материала на разделы и темы, воспринимаемыми обучаемыми в определенной последовательности.

Предметно – содержательный блок электронного учебника составляет основное содержание учебного материала, формирующего у обучаемых знания и умения.

Контролирующий блок ориентирует обучаемых на воссоздание изученного материала в компактной и зрительно-наглядной форме. Он выполняется в форме контрольных заданий.

Эти блоки находятся в информационном взаимодействии и представляют целостную систему с точки зрения содержательной, профессиональной стороны образовательного процесса.