logo
Министерство образования и науки РФ

Профориентация. Выбор профессии.

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с понятием «Профессиональное самоопределение», условиями профессионального самоопределения и факторами, влияющими на выбор профессии;

  2. Информирование детей о существующих типах профессий.

  3. Помощь в определении своих интересов и способностей.

Задачи урока:

  1. Дать понятие «профессиональное самоопределение»;

  2. Провести игру «Самая самая»;

  3. Рассказать об условиях и факторах, влияющих на профессиональное самоопределение;

  4. Провести игру «Угадай профессию»

  5. Рассказать о четырех типах профессий

  6. Рассмотреть профессиональные качества

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

  1. Понятие «профессиональное самоопределение». (Под запись).

Профессиональное самоопределение – это многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование стиля жизни, частью которого является выбор профессии.

  1. А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Самая-самая”.

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

  4. Самая волосатая (парикмахер...)

  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)

  7. Самая смешная (клоун, пародист...)

  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

3. Рассказ учителя.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.

Давайте выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

4. Существуют два условия выбора профессии

  1. (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии).

Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители.

Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.

Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства.

2. (возраст, уровень информированности, уровень притязаний).

Очень важен уровень информированности о будущей профессии, а также уровень личных притязаний, который включает оценку собственных объективных возможностей и способностей.

Так же мы должны учитывать при выборе профессии:

  1. Востребованность на рынке труда.

  2. Заработок.

  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

  7. Положительное влияние на семейную жизнь.

  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

4. Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое

карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи

жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.

5. Профессиональные качества”.

Давайте настроимся на серьезную работу.

Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учителем на доске).

Юрист

Экономист

Повар

Инжинер

  1. Так же при выборе профессии следует учитывать к какому типу профессий она относится. На сегодняшний день существуют 5 типов профессий, предложенных Е. А. Климовым.

Профессии типа «Человек - природа».

Здесь главный, ведущий предмет труда – природа. Среди профессий этого типа можно выделить:

Поскольку эти виды деятельности часто связаны с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география), то люди этих профессий, конечно, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет их внимания и заботы – это живая природа. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность. Профессии: эколог, агроном, зоотехник, ветеринар, эпидемиолог и др.

Профессии типа «Человек - техника».

Здесь главный, ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Среди профессий этого типа можно выделить:

При работе с техническими объектами от человека требуется точность, определенность действий.

Профессии: наладчик оборудования, столяр, металлург, инженер-механик, электромонтажник, радиомеханик, специалист по сборке компьютеров, специалист по телекоммуникациям.

Профессии типа «Человек - человек».

Здесь главный, ведущий предмет труда – люди. Среди этого типа можно выделить профессии:

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, находить общий язык с ними. Профессии: врач, учитель, психолог, менеджер по работе с персоналом, парикмахер и др.

Профессии типа «Человек – Знаковая система».

Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Среди этого типа можно выделить профессии:

Чтобы успешно работать по данной профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки.

Профессии: переводчик, инженер-конструктор, бизнес-аналитик, топограф, программист и др.

Профессии типа «Человек – Художественный образ».

Здесь главный, ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения. Среди этого типа можно выделить профессии:

Одна из особенностей профессии этого типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, ювелир, писатель и др.

  1. Для того, чтобы правильно выбрать свою будущую сферу деятельности необходимо знать к какому типу профессий относитесь лично вы. Для этого давайте пройдем тестирование по методике « Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова. (проводится тестирование).

  2. Давайте подсчитаем результаты и выясним какая сфера деятельности наиболее популярна в вашем классе.

  1. Заключительное слово. На этом наш урок заканчивается. Надеемся, что сегодняшний урок помог вам в выборе будущей профессии и вы узнали для себя что-то новое. До свиданья.

Итак, в ходе исследования было установлено, степень сформированности профессиональной направленности зависит от преобладающего типа личности. В профессиональной ориентации молодежи и коррекции профессиональной направленности используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов. Но по-подробнее хотелось бы остановиться профориентационных уроках.