Заключение.
Любая профессиональная деятельность осуществляется на основании определенных требований, норм, режимов. Она всегда определенным образом организована, т. е. имеет свою структуру, взаимосвязь элементов, одни из которых являются ведущими, другие — второстепенными. В зависимости от целей объекта и орудий труда каждая профессия предъявляет свои требования в области знаний, умений, навыков, мастерства. Следовательно, структура каждой профессиональной деятельности, как исторически сложившаяся, определенным образом организованная, требует, в свою очередь, взаимосвязи и последовательности действий, распределения внимания, волевого напряжения, преодоления трудностей, своеобразных психических свойств личности. Психологический анализ профессиональной деятельности показывает особое значение для ее осуществления профессиональной направленности личности.
Под направленностью личности понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних ценностей и побуждений человека.
Профессиональная направленность личности представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности или неудовлетворенности человека своей профессией. Формирование и поддержание устойчивой направленности личности старшего школьника представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы.
Итак, профессиональная направленность личности – это совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью.
В ходе исследования было выявлено, что в данной выборке у 26 % (5 человек) опрашиваемых наблюдается полностью сформированная профессиональная направленность личности. Это значит, что их выбор будущей профессии осознан и полностью соответствует следующим критериям:
- наличие выбранной профессии;
- соответствие выбранной профессии интересуемой области деятельности (естественно-научной, точным наукам, общественно-научной, гуманитарной, сфере искусства, или же отсутствие определенных интересов);
- наличие приязни к выбранной профессии;
- наличие не менее трех причин выбора этой профессии.
У 42 % (8 человек) испытуемых наблюдается тенденция к сформированности профессиональной направленности. Это означает, что в их ответах отсутствовали один-два критерия из вышеперечисленных. Так, например, у 49 % (4 человека) опрошенных из этих 8 человек отсутствовало соответствие выбранной профессии интересуемой области деятельности (естественно-научной, точным наукам, общественно-научной, гуманитарной, сфере искусства, или же отсутствие определенных интересов). У 25 % опрошенных не было выявлено не менее трех причин выбора этой профессии и наличие приязни к выбранной профессии. У 13 % (1 человек) – отсутствовала выбранная профессия. У 13 % (1 человек) – не наблюдалось приязни к выбранной профессии.
Полное отсутствие сформированности профессиональной направленности личности наблюдалось у 32 % опрошенных, т.е. в их ответах не было выявлено более двух критериев из вышеперечисленных.
Исследования влияния преобладающего типа профессий на степень сформированности профессиональной направленности личности выявили следующие особенности.
Итак, в ходе исследования было установлено, степень сформированности профессиональной направленности зависит от преобладающего типа личности. В профессиональной ориентации молодежи и коррекции профессиональной направленности используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов. Но по-подробнее хотелось бы остановиться профориентационных уроках.
- Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной направленности личности старших школьников…………………………………………………6
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне………………………………15
- Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной направленности личности старших школьников.
- Понятие профессиональной направленности личности старших школьников.
- Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности старших школьников.
- Профессиональная направленность личности как фактор профессионального самоопределения старших школьников.
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.1. Методы исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.2. Анализ результатов исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.3. Коррекционные мероприятия.
- Профориентация. Выбор профессии.
- Заключение.
- Список источников.