logo
Рекомендации по оформлению дипломной работы дл

Составные части документов

Статья из книги или другого разового издания

Санакина Т. А. Судьба Архангельской духовной семинарии в 1917-1920 гг. / Т.А. Санакина // 1917 год в судьбах России и мира : сборник материалов научной конференции / Федер. агентство по образов., ПГУ. - Архангельск : СОЛТИ, 2007. - С.198-207.

Статья из сериального издания

Козлова О.В. Проблема свободы и объективации в философии Н.А. Бердяева / О.В. Козлова // Историко-философский ежегодник. - 2001. - М., 2003. - С. 282-290.

Кулагина М.Г. Рождение и воспитание детей в среде английской аристократии в XVII-XVIII веках / М.Г. Кулагина // Вестник всеобщей истории. Вып. 2. - СПб., 1999. - С. 64-93.

Владимирова А. В. Истоки политического маркетинга / А. В. Владимирова // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. - 2008. - № 5. - С. 90-99.

Рецензия

Всеволожский В. А. Учебник "Региональная гидрогеология" / В. А. Всеволожский, И. Ф. Фиделли // Вестник Московского университета. Сер. 4, Геология. - 2007. - № 5. - С. 68-70. Рец. на кн.: Кирюхин В. А. Региональная гидрогеология, 2005.

Литвиненко Н. А. Рецензия на монографию Г. А. Сорокиной "Буддизм в европейской культуре первой трети XX века" / Н. А. Литвиненко // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 47-50. Рец. на кн.: Сорокина Г. А. Буддизм в европейской культуре первой трети XX века. М.: РАГС, 2008. 196 с.

Тохтасьев С. Р. [Рецензия] / С. Р. Тохтасьев // Вестник древней истории. - 2008. - № 1 (264). - С. 193-204. - Рец. на кн.: А. И. Иванчик. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. Фольклор, литература и история / А. И. Иванчик. - М.- Берлин: Палеограф, 2005 - 235 с.

Приложение 5

Примерные образцы интерпретации результатов

Пример 1

Исходя из целей, задач и гипотез исследования, нас интересуют особенности ценностно-смысловых ориентаций у безнадзорных подростков в сравнении с «домашними» подростками. В связи с этим задачами эмпирической части исследования в данном параграфе становятся:

  1. определение иерархии ценностей у безнадзорных подростков и подростков, относящихся к социально адаптированной группе;

  2. выявление внутреннего противоречия между терминальными и инструментальными ценностями у безнадзорных подростков;

  3. определение степени различия субъективных ценностных переживаний у безнадзорных подростков и подростков, относящихся к социально адаптированной группе.

Реализация этих задач осуществлялась путём проведения и анализа методик «Определение ценностных ориентаций» М. Рокича и «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина среди контрольной и экспериментальной групп, указанных в предыдущей главе.

Результаты, представленные в нижеследующей таблице, показывают иерархию терминальных ценностей у безнадзорных подростков (см. таблица 6):

Таблица 6

Терминальные ценности безнадзорных подростков

(по методике М. Рокича)

Терминальные ценности (вынесенные на первую позицию)

Место в жизни

Мальчики (количество выборов, %)

Девочки (количество выборов, %)

Всего

Конкретные цели

Активная деятельная жизнь

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

Здоровье

1 (1,69%)

3 (7,32%)

4 (4%)

Интересная работа

0 (0%)

1 (2,44%)

1 (1%)

Материально обеспеченная жизнь

5 (8,47%)

5 (12,2%)

10 (10%)

Наличие хороших и верных друзей

3 (5,08%)

1 (2,44%)

4 (4%)

Общественное признание

2 (3,39%)

0 (0%)

2 (2%)

Продуктивная жизнь

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

Счастливая семейная жизнь

13 (22,03%)

14 (34,15%)

27 (27%)

Удовольствия

22 (37,29%)

5 (12,2%)

27 (27%)

Абстрактные цели

Жизненная мудрость

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

Красота природы и искусства

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

Любовь

2 (3,39%)

6 (14,63%)

8 (8%)

Познание

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

Развитие

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

Свобода

9 (15,25%)

5 (12,2%)

14 (14%)

Счастье других

1 (1,69%)

1 (2,44%)

2 (2%)

Творчество

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

Уверенность в себе

1 (1,69%)

0 (0%)

1 (1%)

Как видно из таблицы, для безнадзорных подростков обоих полов характерно предпочтение конкретных терминальных целей абстрактным: 46 против 13 выборов у мальчиков (77,95% против 22,05% соответственно) и 29 против 12 выборов у девочек (70,75% и 29,25% соответственно). Это объясняется необходимостью постоянного выживания на улице и в той социальной среде, в которой дети находятся. Сложные социальные, семейные и внутригрупповые условия вынуждают детей заботиться о ежедневных насущных проблемах, таких как пропитание, наличие места для ночёвки, сохранение своего статуса в группе таких же безнадзорных. Именно поэтому абстрактные терминальные ценности для данной категории испытуемых часто оказываются пустым звуком, общими словами, объяснения которым они даже часто не знают. К примеру, во время эксперимента один из мальчиков (Егор Е., 12 лет) задал вопрос о содержании понятий «жизненная мудрость» и «развитие». Это не говорит о том, что ребёнок не понимает значения этих слов, скорее, он просто не находит им применения по отношению к самому себе. В то же время, конкретные понятия вызывают у безнадзорных подростков соответствующую реакцию: они более понятны и применимы к состоянию ребёнка на сегодняшний день.

Ещё одной интересной особенностью, выявленной в ходе проведённого исследования, явилось различие в выборах у мальчиков и девочек из экспериментальной группы. Девочки в большей степени, чем мальчики заинтересованы в счастливой семейной жизни (34,15 % девочек против 22,03 % мальчиков), кроме того, для них в более значительной степени важна ценность «любовь» (14,63 % против 3,39 % соответственно). В тоже время для мальчиков более значимыми по сравнению с девочками оказались следующие ценности: удовольствие (37,29 % мальчиков против 12,2 % девочек) и свобода (15,25 % против 12,2 % соответственно).

Для обоих полов безнадзорных подростков оказалось характерным предпочтение следующих ценностей: удовольствия, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь и свобода. Это соотносится с личностными особенностями данной категории испытуемых: наличием высокой степени эгоцентризма, гедонистической направленности личности, стремлением к независимости. Ценность «счастливая семейная жизнь» часто выбирался подростками в связи с тем, что, в большинстве своём, они лишены именно аспекта полноценной жизни.

Если те же цели сравнить по параметру ценности профессиональной самореализации и личной жизни становится очевидным предпочтение безнадзорными подростками ценности личной жизни (любовь, наличие хороших и верных друзей, свобода, счастливая семейная жизнь, удовольствия) ценностей профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь, развитие). В общем количестве выборов это выглядит следующим образом: 80 выборов категорий ценностей личной жизни против 3 выборов категорий ценностей профессиональной самореализации. Такое показательное несоответствие связано со спецификой личной жизни данной категории испытуемых. Социальная ситуация, в которой находятся безнадзорные подростки, вынуждает их отодвигать ценности профессиональной самореализации далеко на задний план, в связи с тем, что для успешного выживания им необходимы ценности личной жизни, которых они часто бывают лишены.

Пример 2

По итогам формирующего эксперимента также было проведено тестирование детей по шкале «Недисциплинированность» (М.Э. Вайнер), в процессе статистического анализа результатов которого были получены значимые различия (при Тэмп = 36 (р<0,01)). Так в экспериментальной выборке констатировано 6 % случаев детей (2 мальчика), которым по-прежнему требуется психологическая коррекция неконструктивного поведения. Детей, находящихся в «группе риска», т.е. с большей вероятностью того, что недисциплинированность может закрепиться как негативная черта характера, установлено в 52% случаев (18 детей экспериментальной группы). Ситуативная недисциплинированность проявляется у 15 детей экспериментальной выборки, что составляет 42%. Дети со степень выраженности недисциплинированности, которая имеет возрастные нормы, в экспериментальной группе детей не наблюдаются (см. диаграмма 21).

Диаграмма 21. Динамика показателей степени выраженности недисциплинированности в поведении детей (шкала «Недисциплинированность» (М.Э.Вайнер)) (экспериментальная группа)

Анализируя динамику показателей недисциплинированности у детей экспериментальной группы необходимо отметить, что в количественных показателях детей отмечается положительная динамика (при Тэмп = 36 (р<0,01)). Так, отмечается снижение числа детей с высокой степенью выраженности недисциплинированности и детей «группы риска» по недисциплинированности. Соответственно, отмечается увеличение процента детей, имеющих ситуативное проявление недисциплинированности в поведении.

Критерий различия показателей недисциплинированности в поведении детей также значим (Тэмп = 3 (р<0,01) – у мальчиков; Тэмп = 21 (р<0,01) – у девочек). Динамика показателей степени выраженности недисциплинированности в поведении детей контрольной группы представлена в диаграмме 22.

Диаграмма 22. Динамика показателей степени выраженности

недисциплинированности в поведении детей (шкала «Недисциплинированность» (М.Э.Вайнер)) (контрольная группа)

Приложение 6

Образец оформления рисунков

Рис.2.9. Модель коммуникативного процесса

Рисунок 2. Модель жизненной перспективы личности

Приложение 7

Примерное оформление таблиц

Таблица 2.1.

Значения для определения интервальных оценок

β

β

0,80

1,282

0,90

1,643

0,82

1,340

0,92

1,750

0,84

1,404

0,94

1,880

0,86

1,475

0,96

2,053

0,88

1,554

0,98

2,325

Примечание. Если в дипломной работе используется одна таблица, она не нумеруется

Таблица 4

Интерпретация качеств рисунка (методика «Дом.Дерево.Человек»)

Характерное качество

Проявление в рисунке

незащищенность

Ребенок помещает весь рисунок в центре листа; непропорциональны части тела человека; длинные руки, широко расставленные ноги; много встроенных деталей.

тревожность

Большое количество облаков, сильное выделение отдельных деталей, ограничение пространства рамкой, штриховка, линии с сильным нажимом, многими стираниями, толстая линия фундамента дома, интенсивное закрашивание волос.

недоверие

Слабая линия рисунка, расположение дома на краю листа, слабая линия ствола дерева, очень маленькая дверь дома, прикрывание рисунка рукой в самом процессе.

Чувство неполноценности

Очень маленький размер рисунка, отсутствие рук и ног, очень маленькие руки человека, узкие плечи.

враждебность

Отсутствие окон дома, пустые глазницы, острые пальцы, очень большие деревья, агрессивная позиция человека

конфликтность

Прорисовывание другого объекта, отказ рисовать заданные объекты, отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома