logo
Рекомендации по оформлению дипломной работы дл

2. Научно-методологический аппарат дипломной работы

Актуальность предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы. Актуальность – это определение существа важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики психологии. Вполне достаточным основанием для обоснования актуальности выбранной темы дипломной работы может быть раскрытие реальной потребности психологов-практиков в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с работой с определенной категорией людей, с учетом их индивидуальных (типичных и нетипичных) особенностей.

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо дан­ное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть:

Степень разработанности выбранной темы. Для этого составляется краткий обзор литературы, который должен показать, что данная тема раскрыта лишь частично или в другом аспекте, и нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен также показать основательное знакомство дипломника со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Соотношение актуальности темы и степень ее разработанности позволяет сформулировать проблему исследования.

Проблема исследования. Любое научное исследование начинается с определения проблемы: теоретического или практического вопроса, ответ на который вам не известен и на который необходимо ответить. Проблема – это мост от неизвестного к известному. «Проблема – это знание о незнании».

Формулировка проблем исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено. Проблема есть осознание какого-то противоречия (например, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта).

Пример 3

Неправильная формулировка:

«Таким образом, можно констатировать противоречие между насущной необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».

Правильная формулировка:

«Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно...».

Объект исследования — это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать как психические явления, процессы, свойства и состояния; психологические категории и их структурные компоненты; социально-психологические феномены, категории, их структурные элементы.

Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это — эмпирическая база исследования, которую вы опишите в эмпирической главе) или некого процесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).

Пример 4

Неправильные формулировки:

«В качестве объекта нашего исследования выступали воспитанники средней группы детского сада № 12 г. Воронежа».

«Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки на уровень интеллектуального развития студенческой молодежи».

Правильные формулировки:

«Объект исследования — молодежная субкультура».

«Объект исследования – взаимоотношения в приемной семье».

«Объект исследования – восприятие незнакомого человека детьми старшего дошкольного возраста» и т.д.

Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определяются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия. В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные [Андреева, 1999, с. 318-336].

В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскрытие законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладное — на способы применения знания об этих законах на практике.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт.

Цель всякого прикладного исследования — непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества.

Предмет исследования — одна из сторон или аспектов объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. То есть в объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Соотношение между проблемой, объектом и предметом научного исследования наглядно можно представить следующим образом:

ОБЪЕКТ

ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТ

Рис. 1. Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет» (по В. А. Ядову, 1979).

Таким образом, объект – это процесс или явление, порождающие проблему или проблемную ситуацию; предмет – это то, что находится в границах объекта.

Напомним, что предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в дипломной работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

В качестве предмета психологического исследования могут выступить любые аспекты психологической реальности: особенности, факторы, детерминанты, закономерности условия формирования, развития (и т.д.), качества психических свойств, явлений, состояний, процессов, функций, социально – психологических явлений, категорий; виды поведения и общения; пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

Пример 5

Неправильные формулировки:

«Предмет исследования: социально-психологическая адаптация детей»

Правильные формулировки:

«Предмет исследования — условия эффективности социально- психологической адаптации детей 5 – 7 лет в современном детском учреждении».

«Предмет исследования – социально-психологические особенности формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье».

Цель и задачи исследования. Цель исследования — ожидаемый результат Вашей работы, который позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целями психологического исследования могут быть:

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий — шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие неумения различать задачи исследования и этапы его организации. Конечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего Вы осуществляете каждое из этих действий, и как это способствует достижению общей цели исследования. Обычно это делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, вывести, разработать, проверить и т.д.).

Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, так как описание их решения должно составить содержание параграфов дипломной работы. Это важно так же и потому, что заголовки параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Гипотеза исследования. Гипотеза — это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое — в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы.

Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется. Истинность предположения, которое составляет гипотезу, подлежит проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными. Поэтому дальнейшее исследование строится так, чтобы подтвердить истинность гипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой.

Чтобы построить правильно научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

Пример 6

Неправильная формулировка:

«Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положительным влиянием на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера».

Правильная формулировка:

«В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».

«При усилении мотивации внутреннего типа даже при одновременном действии внешних стрессогенных факторов (например, при ограниченном времени решения) продуктивность решения задачи должна увеличиваться; причем улучшение эффективности будет большим, чем то, которое можно ожидать в результате активизации мыслительной деятельности за счет внешних факторов»

«Формирование гуманных взаимоотношений в приемной семье представляется возможным при выявлении их социально-психологических особенностей, создания социально-психологической программы подготовки приемных родителей по осуществлению: позитивного принятия приемного ребенка; овладению навыками и умениями установления эмпатийно-эмоционального контакта; взаимодействия, согласованности воспитательных действий семьи и школы, приемных родителей по отношению к ребенку путем создания благоприятной атмосферы в семье».

Теоретико-методологические основы и методы исследования. В качестве теоретической основы исследования выступает концептуальная база проблемы - это исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные, психологические и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл. Для ВКР методологическое значение имеют те ведущие педагогические, психологические, социальные концепции, теории, которые составляют основу исследования.

Методология – это система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же совокупность методов, применяемых в некой науке (С.Ю. Головин, 2001).

Следует Вам напомнить, что методология бывает трех уровней. Первый уровень – это общенаучная методология. В ее рамках разрабатываются универсальные принципы, средства и формы научного познания, применимые к широкому кругу наук. Например, концепции системного анализа, структурно – уровневый подход к описанию того или иного явления, процесса, феномена; принципы детерминизма, системности, единства сознания и деятельности и т.д. Второй уровень – это частная методология. На данном уровне происходит преломление общенаучных принципов через призму конкретной научной дисциплины в отношении конкретного объекта и предмета иммледования. Например, принцип деятельности (В.А. Андреева, 2003):

- общенаучная трактовка (философия): признание деятельности сущностью способа бытия человечества;

- общая психология: деятельность – это специфический вид человеческой активности, как некоторые субъек-объктные отношения… Деятельность – это процесс, в ходе которого развивается человеческое сознание и сама человеческая личность (принцип единства сознания и деятельности);

- социальная психология: деятельность – как «совместная социальная деятельность людей», в ходе которой возникаю совершенно новые связи… Субъект деятельности – это не только индивид, но и группы и деятельность, с т. з. социальной психологии, рассматривается как система общественных отношений.

Поэтому, описывая теоретико-методологическую основу, необходимо пояснять целесообразность использования того или иного принципа.

Пример 7

Правильная формулировка:

«Теоретико-методологической основой исследования являются:

- социально-психологический подход к исследованию индивидуальных особенностей социально-психологической адаптации детей в условиях ДОУ, отражающий принцип системности в психологии (Б.Г.Ананьев, Е.И.Головахо, А.В.Петровский), - с позиции которого структурные компоненты социально-психологической адаптации рассматриваются во взаимосвязи;

-основные положения современной психологии развития, анализирующие индивидуальные особенности социально-психологической адаптации на основе принципа развития (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин);

Обязательным элементом введения дипломной работы является указание на методы исследования. Метод – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне. Он является своеобразным звеном между поставленными задачами и процессом их решения. Успех исследования находится в прямой зависимости от методов: результаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Соответственно методы должны согласоваться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, тесты, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.) и методы теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция и др.). От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних — специальные методы математической статистики).

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов и методик исследования приводится во введении, а так же в программе исследования.

Эмпирическую базу исследования представляют собой учреждения, организации на базе которых проводилось исследование, выборка исследования.

Практическая значимость. Практическая значимость прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.

Примеры его формулировок: «Апробированный в работе комплексе психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста»; «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации».