20. Основные черты социалистической модели государственного управления (1917 - 1991 гг.).
Формирование новой системы государственной власти и управления началось на II Всероссийском съезде Советов и завершилось, в основном, принятием в июле 1918 г. первой советской Конституции РСФСР на V съезде Советов. Большевики отвергли весь существовавший до революции опыт построение государственной власти и местного самоуправления в России. Совершенно не учитывался и имевшийся богатейший мировой опыт государственного строительства. Новая структура власти стала выглядеть следующим образом:
В правительство входили: председатель СНК – Ленин В.И. и председатели народных комиссариатов, заменивший собой бывшие министерства. Всероссийский съезд советов являлся высшим органом власти в стране. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) – постоянно действующий высший орган власти, который избирался Всероссийским Съездом Советов.
Первая половина 20-х гг. знаменовалась широким развитием советской демократии во всех сферах государственной и общественной жизни. В советы всех уровней выбирались наиболее способные люди: большевики, эсеры, меньшевики, беспартийные. Допускался плюрализм мнений, свобода печати и информации. Новая экономическая политика (НЭП) обеспечила достаточно быстрое восстановление хозяйства страны, упрочение ее международного положения. Наиболее сильное влияние на систему государственного и местного управления в этот период оказало образование СССР 30 декабря 1922 г.
Во второй половине 20-х гг. стала усиливаться тенденция централизации власти и управления, а также усиление партийного руководства государственными органами. Фактически над каждым органом власти, начиная с сельского совета и заканчивая Съездом Советов СССР, встал соответствующий партийный комитет, который направлял и контролировал государственные структуры управления, вмешивался в их деятельность, функции и систему формирования.
Конституция СССР (1936 г.) оказала огромное влияние на систему государственного управления СССР. Она впервые в истории страны ввела систему равных, всеобщих и прямых выборов органов власти при тайном голосовании в одномандатных округах. Конституция ввела новую систему государственного управления, отменила систему съездов советов всех уровней. Впервые были четко определены статус, полномочия и функции органов власти, их подчиненность и порядок формирования.
На основании Конституции СССР (1936 г.) утвердилась официальная практика совместных решений государственных и партийных органов на всех этажах управления, возник номенклатурный принцип партийного руководства всеми государственными делами. Возник культ личности первого секретаря ЦК ВКП(б) Сталина И.В. Ограничивалась советская демократия, выборы в советы стали осуществляться на безальтернативной основе (одна кандидатура в избирательном бюллетене).
В целом, созданная в 20 – 30-х гг. СГУ СССР была готова к действиям в чрезвычайных военных условиях благодаря централизации и директивному стилю управления. Эта система была дополнена созданными в ходе войны чрезвычайными органами и это обеспечило успешное решение всех военных задач.
Наиболее серьезные изменения в совершенствование государственного и местного управления оказала подготовка и принятие новой Конституции СССР в 1977 г. Согласно новому Основному закону СГУ стала выглядеть следующим образом: Верховный Совет СССР состоялся из 2-х палат. Палата Совета СССР состояла из 750 депутатов, избираемых в одномандатных округах на безальтернативной основе. Палата Совета Национальностей избиралась по схеме: в каждой союзной республике избиралось 32 народных депутата; в каждой автономной республике ( 20 республик) – 11 депутатов; в каждой автономной области (8 областей) – 5 депутатов; в каждом автономном округе (10 округов) – 1 депутат.
Самой глубокой перестройкой советской системы государственного управления был период с 1985 – 1991 гг. Он знаменовался судорожными попытками выхода из кризиса, охватившего все сферы общественной и государственной жизни. Приход к власти Горбачева М.С. с его «новациями» означал последнюю попытку советской командно-административной системы спасти себя под лозунгом создания социализма с «человеческим лицом». Вместе с тем, в первые годы перестройки считалось, что СГУ СССР не нуждается в каких-либо серьезных изменениях, ее просто следует заставить лучше работать. Лишь к концу 1988 г. советскому партийно-государственному руководству стало понятно, что существующий механизм власти и управления «лучше» работать не может и его требуется существенно обновить и модернизировать.
Система государственного управления СССР не объединила страну, она содержала очень мало элементов для объединения и интеграции. Страну объединяла партия . Как только этот механизм был удален из государственности, так СССР развалился.
- 1. Потребительский спрос и потребительское предложение, эластичность спроса и предложения. Виды эластичности спроса и предложения.
- 2. Понятие издержек. Постоянные и переменные издержки. Кривые средних и предельных издержек
- 3. Финансовые результаты деятельности предприятий региона.
- 4. Валовой доход и прибыль. Функции прибыли. Максимизация прибыли. Точка безубыточности
- 5.Факторы производства, предложение, цена на факторы производства
- 6. Рынок труда, зарплата, факторы, влияющие на нее.
- 7.Формы и системы оплаты труда.
- 8.Определение цен предприятиями.
- 9. Функции государства в рыночной экономике.
- 10. Основные показатели, выражающие макроэкономические результаты. Ввп и методы его измерения.
- 11.Экономический рост: содержание, типы, факторы, темпы.
- 12.Факторы экономического роста в регионе. Экстенсивный и интенсивный рост.
- 13. Инвестиционная политика государства.
- 14. Фискальная политика: цели и инструменты
- 15. Монетарная политика. Деньги и рынок денег.
- 16. Инфляция: причины, содержание, темпы, виды. Антиинфляционная политика.
- 17.Международная торговля и внешнеторговая политика. Валютные отношения.
- 18.Особенности государственного управления в России в XVI-XVII вв.
- 19. Российская государственность в период абсолютной монархии (XVIII в. - начало XX в.).
- 20. Основные черты социалистической модели государственного управления (1917 - 1991 гг.).
- 21. Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
- 22.Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов
- 23. Социальные методы в практике исследования социально- экономических и политических процессов.
- 24. Современная бюджетная система России.
- 25. Основы межбюджетных отношений в России.
- 26. Роль государственных и муниципальных финансов в социально- экономическом развитии общества.
- 27. Финансовая основа местного самоуправления в России
- 28.Роль государственного и муниципального кредита в обеспечении финансовых потребностей различных уровней управления.
- 29. Воспроизводство населения Российской Федерации: теоретические основы и практические задачи изучения.
- 30.Динамика численности населения Российской Федерации как результат сочетания процессов рождаемости, смертности и миграции.
- 31. Качество населения как важнейшая составляющая общественного и экономического развития.
- 32. Эволюция управленческой мысли.
- 33. Управление: содержание понятия, основные функции управления
- 34.Социальная ответственность организации и этика управления.
- 35. Социальная организация как система.
- 36. Организация и управление. Организационная структура.
- 37. Организационные коммуникации и современные информационные технологии.
- 38. Проектирование организационных систем
- 39. Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России.
- 40. Общие закономерности территориальной организации производства.
- 41. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории — проблемы экономической интеграции.
- 42. Положение России в новой системе международных отношений.
- 43.Европейская интеграция и проблемы создания системы европейской безопасности в современных геополитических условиях.
- 44. Место и роль сша в системе геополитических отношений.
- 45.Геостратегическое положение Азиатско-тихоокеанского региона и интересы России.
- 46.Конституция Российской Федерации: понятие, сущность и юридические свойства
- 47. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и содержание.
- 48.Конституционный статус человека и гражданина в России: понятие, принципы и содержание.Отношения.
- 49. Федеративное устройство Российского государства. Особенности российского федерализма
- 50. Российское избирательное право и избирательный процесс
- 51. Система высших органов государственной власти в Российской Федерации.
- 52. Конституционный статус судебной власти в России: понятие и признаки.
- 53. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
- 54. Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения.
- 55. Прекращение трудового договора.
- 56. Правовое регулирование оплаты труда.
- 57. Понятие дисциплины труда.
- 58. Индивидуальные и коллективные трудовые споры.
- 59. Основные научные школы государственного управления и их современное значение
- 60. Государственное управление: сущность и содержание.
- 61 Методы, механизмы и инструменты государственного управления
- 62. Государственное управление экономики.
- 63. Государственное управление социально-экономическими процессами.
- 64. Формирование государственной политики и ее реализация
- 65. Государственная экономическая политика.
- 66. Государственная социальная политика
- 67. Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении
- 68. Организация местного самоуправления в муниципальных образованиях.
- 69.Финансово-экономические основы местного самоуправления.
- 70. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
- 71. Органы местного самоуправления: понятие, виды, компетенция.
- 72. Представительный орган в системе местного самоуправления.
- 73. Правовой статус высшего должностного лица муниципального образования - главы муниципального образования.
- 74. Местная администрация в системе органов местного самоуправления.
- 75. Проблемы развития местного самоуправления в России.
- 76. Методы и технологии в связях с общественностью
- 77.Основные организационные формы в связях с общественностью
- 78. Система управления персоналом организации.
- 79. Методы и технологии управления персоналом.
- 80. Цели и задачи государственной региональной экономической политики.
- 81.Методы государственного регулирования регионального развития.
- 82. Сущность и задачи стратегического планирования в регионе.
- 83. Региональные прогнозы и их виды.
- 84. Сущность, особенности и виды региональных программ, их содержание, характеристика основных разделов программ.
- 85. Управление жилищно-коммунальным хозяйством региона.
- 86. Правовые акты органов местного самоуправления
- 87. Полномочия и компетенция органов местного самоуправления.
- 88. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- 89. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.
- 90.Информатизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.