logo
ГМУ госы ответы

1. Потребительский спрос и потребительское предложение, эластичность спроса и предложения. Виды эластичности спроса и предложения.

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот.

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или может быть доставлена на него. Предложение и спрос - две противостоящие друг другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики. В условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С). При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Превышение предложения над спросом (П > С) может быть результатом не только излишнего производства или импорта товаров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей.

Эластичность спроса показывает зависимость величины потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов. Эластичность спроса бывает трех видов:

1) эластичность спроса по цене. Данная величина характеризует изменения в структуре спроса в результате изменения рыночных цен на тот или иной товар. Близкая к нулю эластичность преимущественно складывается для товаров первой необходимости. Полная эластичность характерна для предметов роскоши.

2) эластичность спроса по доходу. Здесь следует выделить товары с отрицательной эластичностью, так называемые товары низкой категории, а также те, для которых эластичность является величиной положительной. Если уровень дохода потребителя начинает расти, он меняет систему своих предпочтений и вкусов, может позволить себе покупку более дорогого товара;

3) перекрестная эластичность. Данный показатель предназначен для определения величины спроса на какой-либо товар в зависимости от динамики цен на другой.

Эластичность предложения показывает, насколько масштаб производства и объем готовой продукции зависимы от таких рыночных факторов, как цена, в том числе, цена на товары-комплименты и субституты.

Эластичность предложения по цене представляет собой прямую зависимость между ценой и масштабом производства. При перекрестной эластичности все зависит от того, чем являются товары по отношению друг к другу. Товары-субституты – товары, по своим функциям приблизительно одинаковые, но различающиеся отдельными категориями, например ценой. Такие товары способны в случае чего заменить друг друга. Товары-комплементы взаимно дополняют друг друга, т. е. пользование одним благом невозможно без потребления и другого.

Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий