logo
ГМУ госы ответы

18.Особенности государственного управления в России в XVI-XVII вв.

В XVI в. в России окончательно складывается сословно-представительная монархия – такая форма правления, при которой правитель делил власть с выборным органом из представителей сословий.

Царь – глава Русского государства, высшее должное лицо, значение принятие царского титула:

  1. ещё более возвышал Московского князя над всей остальной русской знатью;

  2. повышал международный престиж государства – титул царя был гораздо выше титула короля, в некоторой степени приравнивался к императору;

  3. давал право на бывшие владения Золотой Орды (раньше царями на Руси называли татарских ханов).

Боярская Дума – постоянно действующий административный и законодательный орган, члены которого назначались царём по принципу местничества. Местничество – принцип назначения на государственную службу в зависимости от знатности рода и служебного положения предков – для этого велись особые разрядные книги. В её компетенцию входило:

  1. принятие законов;

  2. установление новых налогов;

  3. вопросы внешней политики

  4. решение спорных дел по представлению приказов

Земский Собор – общегосударственное сословно-представительное учреждение с законосовещательными функциями. Состав Земского Собора:

  1. Царь;

  2. Боярская Дума в полном составе;

  3. Освещённый собор – собрание высшего духовенства;

  4. Выборные люди от сословий (прежде всего дворянства, посадского населения, черносошных крестьян)

Задачи Земских соборов:

По мере укрепления царской власти Земские Соборы теряют своё значение и в конце XVII века перестают созываться.

Приказы – органы отраслевого управления (к середине XVI в. приказов было около 20).

В XVII веке приказная система управления пережила свой расцвет и кризис.

Судья – был начальником приказа (был, как правило, членом Боярской Думы, некоторые бояре возглавляли несколько приказов). Дьяки – помощники судей, чиновники, непосредственно руководившие приказами. Подъячие – делопроизводители приказов, канцелярские служащие.

Решение в приказах принимались судьями или дьяками, спорные дела подлежали коллегиальному обсуждению.

Недостатки приказного управления:

1) отсутствие чёткого разграничения компетенции между приказами;

2) сильная централизация управления – в приказах решались не только важные, но и второстепенные дела – из-за этого волокита – медленное решение дел;

3) взяточничество и казнокрадство.