logo
ГМУ госы ответы

59. Основные научные школы государственного управления и их современное значение

Государственное управление стоит перед дилеммой в своих попытках создать всеохватывающую теорию государственного управления, которая бы синтезировала рациональные подходы прежде сформированных теорий и оказывала содействие повышению его эффективности.

Школа научного управления (Ф.У. Тейлор, Ф. Г. Гантт) обеспечила использование научного анализа для определения наилучших способов достижения необходимых результатов, ввела понятие хронометража во исполнение работы, анализ операций, которые выполняются, учитывала человеческий фактор, акцентировала внимание на важности подбора кадров. Научное управление также признавало необходимость обособления управленческих функций от фактической производственной деятельности.

Основателем американской науки управления принят считать Фредерика Тейлора. Ошибки теории Тейлора — игнорирования блага лиц, которые выполняют работу, и моментов личного характера — старался преодолеть в теории организации работы другой основоположник этой науки, американский инженер Г. Эмерсон. Обе концепции исследований в области организации работы — концепция Тейлора и концепция Эмерсона — касаются вопросов управления частным предприятием. Первым, кто обратил внимание на возможность и необходимость применения достижений новой науки в деятельности органов государственного управления, был француз Анри Файоль, сформулировал принципы правильного функционирования органов управления. Он изложил их в 14 пунктах: распределение работы; авторитет руководства; внутренняя дисциплина; единство руководства; единство издания распоряжений; подчинения индивидуальных интересов более общим интересам; вознаграждение; централизация; внутренняя иерархия; порядок; равенство прав и обязанностей; стабильность персонала; требование выявления инициативы административным персоналом; единения персонала.

Теория бюрократии- рационально организованную систему управления, в которой дела решаются компетентными служащими на надлежащему профессиональному равные и в полном соответствии к законам и другим правилам.

Школа человеческих отношений. Основной акцент было направлено на организацию как человеческую систему, на социологические и социально-психологические аспекты поведения его сотрудников, заинтересованность в таких новых аспектах управления, как мотивация, лидерство, коммуникация или динамика группы.

Недостатком подходов разных школ управления являются то, что они концентрировали внимание на каком-то отдельном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результат достижения определенной цели или определенного комплекса целей, которая зависит от многих разных факторов.