logo
ответы на экзаменационные вопросы

Семейное воспитание, его принципы и содержание.

  • Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей ещё не составляет семью: она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

  • Семья — это социально-педагогическая группа людей, пред -назначенная для оптимального удовлетворения потребности самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

    Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

    Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

    Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:

    — создать максимальные условия для роста и развитии ребенка;

    — стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

    — передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

    — научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

    — воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного "я".

    Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

    — гуманность и милосердие к растущему человеку;

    — вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

    — открытость и доверительность отношений с детьми;

    — оптимистичность взаимоотношений в семье;

    — последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

    — оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

    Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

    Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

    Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

    В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с уважением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

    Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодоления трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пyти. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Известно, что родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

    Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, контроль, юмор, поручение, традиции, сочувствие и т.д.