Принципы организации педагогического процесса.
Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:
«Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».
В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются 3 основных принципа построения образовательного процесса:
Учебный
Предметно-средовой
Комплексно-тематический.
Надо заметить, ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, сочетаясь с одним или двумя другими принципами. Однако, имеется достаточно аргументов против применения учебного принципа в практике дошкольного образования. Учебный принцип построения образовательного процесса вступает в противоречие с основными положениями отечественной научной психолого-педагогической школы, а именно культурно-историческим, деятельностным, личностным подходами к проблеме развития ребенка, согласно которым учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей в дошкольном возрасте, а организация занятий по предметам не тождественна организации различных видов детской деятельности.
Очевидно, что, несмотря на отсутствие официальной поддержки, комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса почти столетие до утверждения ФГТ существовала, видоизменялась, приобретая новые формы. Причем – очень важно – во многом как альтернативная учебной.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. Например, работа «по организующим моментам» в начале 20-х годов XX века - это тоже разновидность тематического принципа. Здесь главным была постановка цели, которая захватила бы детей на 2-3 недели: подготовиться к празднику, оборудовать участок, устроить огород и т.д.
Однако в 50-80-е годы прошлого века тематический принцип, как и предметно-средовая модель построения образовательного процесса, подвергается жесткой критике со стороны идеологов учебной модели.
В качестве недостатков тематического принципа называются следующие:
тематическая узость
поглощение выбранной темой всего образовательного процесса, заслонение ею остальных значимых общественных явлений.
эпизодичность темы в жизни ребенка (отработанность)
Очевидно, что вышеназванные недостатки тематического принципа не являются сущностными и могли бы быть устранены уже в тот период развития отечественного дошкольного образования.
В настоящее время комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике.
Так, в ГДОУ №51 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников многие годы реализуется и совершенствуется комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Основой данного принципа является тематическое планирование – особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени. В соответствии с ФГТ мы решаем программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Одна из задач нашего годового плана повысить результативность и качество образовательного процесса
посредством решения проблем в воспитании и формировании всесторонне-развитой личности через игру;
путем повышения уровня развития способности к самонаучению, самоорганизации у детей и применения в жизни полученных знаний.
Исходя из поставленных задач, в основе тематического планирования лежит экспериментальная, практическая и игровая деятельность детей.
Реализацию комплексно-тематической образовательной модели обеспечивает насыщенная предметно-развивающая среда. В каждой группе оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности. Это значит, что содержательно все центры связаны единой темой и дают возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на зону ближайшего развития каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям. Согласно интересам детей, центры могут быть как постоянные, так и временные, например, кулинарии.
Ярким примером организации самостоятельной деятельности детей стал в нашем ДОУ открытый просмотр «День рождения Димы». Была создана предметная среда, позволяющая детям самостоятельно выбрать тот вид деятельности, который был ближе и интереснее каждому ребенку. Детям предлагалось на выбор отжимать сок из апельсинов, накрывать на стол, делать подарочные открытки или репетировать музыкальный номер. Под руководством воспитателя дети организовали настоящий праздник для своего сверстника. В ходе самостоятельной деятельности дети совершенствовали практические и коммуникативные навыки и умения.
Вся работа логопедических групп детского сада строится на основе изучения лексических тем (в учебный год – около 34 лексических тем). Знакомству с лексической темой отведено время от 1 недели до полного учебного года. Например, тема «Знай и люби свой город» занимает весь учебный год. Одной из целей подобного принципа построения образовательного процесса является преодоление лексической недостаточности детей, имеющих тяжелые нарушения речи, другой – развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Итак,
Выбирается (планируется) тема.
Все остальные виды деятельности (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование) так или иначе связаны с ней.
Для родителей предлагаются краткие рекомендации: о проведении наблюдений в окружающем мире, игр, домашнего чтения и др.
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
Принцип интеграции, взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста
Принцип последовательности
Принцип систематичности: совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
Принцип повторности: тема недели проходит через все виды деятельности, что позволяет детям хорошо усвоить материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.
Принцип наглядности.
Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ. В учреждении разработано примерное тематическое планирование на год на средний, старший и подготовительный возраст. Планирование ежегодно пересматривается педагогическим коллективом, рассматривается и применяется каждым педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей детей в группе. В основе взаимосвязи педагогической службы сопровождения наряду с тематическим планированием воспитательно-образовательной работы лежат проекты по лексическим темам. На сегодняшний день педагогами ДОУ разработано 34 проекта по лексическим темам, по детскому экспериментированию, а также к праздникам и событиям окружающего мира. Мы разделяем позицию авторов, призывающих строить образовательный процесс по так называемому «событийному принципу».
Совместная игра детей и взрослых строится на основе сюжетно-событийного принципа, когда все ее участники включаются в большую игру – проживание, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определенной тематики. Сюжет представляет собой целостный (содержательно завершенный) фрагмент воображаемой жизни, носителями которой являются взрослые, дети, игровые персонажи.
Проект «День игры», как значительное и увлекательное в жизни детей событие, был разработан и впервые апробирован нашими педагогами в июне этого учебного года (2010). Данное событие было приурочено к Дню защиты детей. Мотивацией к созданию «Дня игры» стало желание педагогов сделать жизнь ребенка в детском саду более увлекательной, разнообразной и интересной,. Целью проекта стало прежде всего доставить детям удовольствие, радость; предоставить право выбора игры; закрепить игровые знания, умения, навыки; сделать образовательный процесс мотивированным. Как осуществлялась организация игры? В группах под руководством воспитателей были развернуты различные сюжетно-ролевые игры: «Детское кафе», «Поход в лес», «Морское путешествие по островам», где дети закрепляли математические знания, творческая мастерская по ручному труду «Волшебный лепесток», «Прогулка по Санкт-Петербургу», «Строители-фантазеры», «Водный мир», где дети экспериментировали с водой, «Космос».
Дети свободно перемещались по детскому саду, осуществляя самостоятельный выбор игры из 8 предложенных. Дело в том, что на пути следования детей по детскому саду, учителя-логопеды, помощники воспитателей рекламировали игру, тем самым помогая ребенку определиться в выборе.
Цель данного проекта была реализована. Об этом можно было судить по радостным глазам и высказываниям детей, которые обменивались между собой впечатлениями. В ходе обсуждения результатов «Дня игры» педагоги пришли к выводу, что такая форма работы с детьми реализует деятельностный подход. Решением итогового педсовета стало сделать данное событие в жизни детей нашего ДОУ традиционным.
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции различных видов детской деятельности. Осуществлять интегративную деятельность в ДОУ позволяет взаимодействие всех служб сопровождения.
Все службы сопровождения строят свою работу при учете
медицинских показателей здоровья ребенка
его психофизиологических особенностей
общего уровня развития и темпа развития
склонностей и интересов
Приведем пример реализации одной из тем с учетом интеграции. Осенний цикл совместной деятельности с детьми состоит из ряда тем: «Овощи и фрукты», «Хлеб», «Грибы», «Ягоды», «Осень в литературе» и др. Вся работа строится на основе экспериментальной, практической, игровой деятельности детей. Форма организации детей – микрогруппы из 2-5 человек. Приготавливая сок или салат из фруктов, дети одновременно получают знания о разновидностях фруктов, изучают и называют форму, цвет, вкус, консистенцию фруктов, получают валеологические знания о пользе витаминов, знакомятся с бытовой техникой и безопасным обращением с ней (ОБЖ). В процессе экспериментальной практической деятельности дети задают вопросы, живо общаются между собой, играют в словесные, дидактические игры. Здесь же идет индивидуальная работа, например по операционным картам, коррекционная работа по автоматизации звуков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребенок способен усваивать образовательную программу, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. В этом, по определению Л. С. Выготского, и заключается суть реактивно-спонтанного типа обучения дошкольников.
Подобная форма организации детей
подчеркивает общность участников
дает детям возможность сравнить свои действия с действиями других детей, поверить в собственные силы «Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу»
провоцирует активное речевое общение детей между собой
дает возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления
отводит педагогу роль организатора проблемных познавательных ситуаций для познания детьми окружающего мира
способствует личностно-ориентированному взаимодействию с детьми
позволяет сохранить детям чувство комфортности
создает положительный эмоциональный фон
способствует возникновению познавательного интереса
переносит акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности детей
Закрепить полученные знания в процессе практической деятельности поможет чтение художественной литературы, книгоиздательство, свободная игра, беседы с детьми и взаимодействие с родителями. Осенний цикл сопровождается прогулками в соседние парки и завершается «Праздником урожая». Собранные детьми яблоки на участке детского сада «превращаются» в компот. Включение службы сопровождения в общую деятельность позволяет эффективно осуществлять воспитательно-образовательный процесс, и что не мало важно сплачивать коллектив детского сада.
В рамках реализации комплексно-тематического принципа и с целью повышения результативности педагогической работы в этом учебном году был проведен целый ряд методических мероприятий, где педагоги всегда выступали активными участниками. Так, например, в ДОУ проходил педсовет на тему: «Совершенствование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Тематический контроль показал, что работа по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной носит несистематичный, не интегративный характер. Не все разделы программы задействованы в воспитательно-образовательной работе, воспитателями ощущается нехватка методических материалов, пособий. Форма подачи материала по ОБЖ носит традиционный характер. Предварительной работой стала разработка воспитателями презентаций, игр, методических материалов по каждому из 6 разделов программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О. Л. Князевой,
Р. Б. Стеркиной. На педсовете в форме круглого стола педагоги каждой группы представляли наработки по конкретному разделу программы ОБЖ. Это были и мультимедийные презентации, фильмы, мультфильмы, настольно-печатные и дидактические игры, подборки детской литературы и др. На основе этого материала было разработано тематическое планирование по ОБЖ на следующий учебный год. Также были организованы открытые просмотры совместной деятельности воспитателей с детьми – к разделам программы «Ребенок и другие люди», «Ребенок на улице», «Ребенок и природа». Вся методическая работа в данном случае была направлена на процесс интеграции основ безопасности жизнедеятельности в повседневную жизнь ребенка.
По такому же принципу состоялся педсовет на тему «Организация и руководство игровой деятельностью детей». Предварительно прошли открытые просмотры на тему «Учимся самостоятельно играть и работать дружно». Они показали насколько эффективно можно строить педагогический процесс через совместную с воспитателем и самостоятельную деятельность детей, применяя различные инновационные методы, в том числе ИКТ. Использование ИКТ позволяет вывести межличностное общение воспитателя с детьми на новый уровень. Подача материала с помощью мультимедийных презентаций, клипов, использование компьютерных игр меняет взаимодействие воспитателя с детьми с позиции «над» на позицию «вместе».
Следует отметить, что комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательной работы предусматривает совершенствование методов обучения и воспитания дошкольников. В нашем учреждении реализуются следующие инновационные методы и технологии:
Проектная деятельность
ТРИЗ
Мнемотехника
Система интеллектуального развития А. З. Зака
Сказкотерапия
Песочная терапия
Информационно-коммуникационные технологии.
Следует подчеркнуть, что в нашем ДОУ познание детьми окружающего мира закладывается по системе ТРИЗ, которой в дальнейшем ребенок пользуется самостоятельно, познавая все новое.
В соответствии с ФГТ содержание образовательной деятельности ДОУ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
В детском саду имеется подборка авторских разработок педагогов по всем 10 образовательным областям. Это проекты к лексическим темам и диагностические материалы, перспективные тематические планирования, практический материал по проведению различных видов прогулок, сценарии спортивных и муз. праздников и досугов, комплексы утренней гимнастики, картотеки игр, мнемотаблицы, мультимедийные презентации, компьютерные пооперационные карты и игры. Такое методическое сопровождение помогает эффективно реализовывать комплексно-тематический принцип в организации пед. процесса.
Реализуя комплексно-тематический принцип, мы можем говорить о существенной разнице показателей развития детей на начало и конец года.
По результатам диагностики психических процессов педагоги-психологи отмечают положительную динамику во всех группах детского сада.
Все это в очередной раз доказывает, что недостатки тематического принципа, о которых говорилось в начале выступления, не являются существенными.
Напротив, подводя итоги, следует отметить, что комплексно-тематический принцип служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, а так же обеспечивает «полноту жизни» и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.
- Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
- Возникновение и становление педагогической профессии. Функции педагога и их характеристика.
- Особенности развития и воспитания дошкольного возраста.
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
- Развитие, формирование и воспитание личности.
- Возрастные особенности развития младшего школьника.
- Сущность и аспекты образования.
- Нормативно-правовые основы образования.
- Сущность и структура педагогического процесса.
- Принципы организации педагогического процесса.
- Принципы управления деятельностью воспитанников.
- Общая характеристика системы образования.
- Обучение как способ организации педагогического процесса.
- Основные функции обучения и их характеристика.
- Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.
- История организации системы обучения. Особенности классно-урочной системы.
- Теоретические формы организации образовательного процесса.
- Практические формы организации образовательного процесса.
- Формы и виды контроля.
- Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.
- Процесс воспитания и его особенности.
- Нравственное воспитание.
- Семейное воспитание, его принципы и содержание.
- Семейная педагогика. Взаимоотношения образовательных учреждений и семьи в воспитательном процессе.