19. Методы и приемы активизации художественного мышления учащихся разных возрастных групп.
Мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Индивидуальные особенности мышления человека. Основные качества мышления – самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Виды мышления – предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое. Понятие, суждение, умозаключение, решение мыслительных задач как основные формы мышления. Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация как методы активизации и развития художественного мышления у школьников. Приемы активизации художественного мышления учащихся: задания на сопоставление жизненных эмоций с художественными, в которых детям предлагается из двух контрастных произведений выбрать то, которое наибольшим образом соответствует их настроению, выразить данное настроение; одного и того же художественного образа или явления, выраженного разными видами искусства; перекодирование содержания художественного образа в другую знаковую систему и др.
Методики обучения восприятию и осмыслению звуковых образов. Развитие художественно направленного музыкального мышления на занятиях в музыкально-компьютерном классе (аудитории). Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках МКТ в школе (лицее). Восприятие и осмысление музыкально-художественных образов в контексте ознакомления с произведениями современной музыкальной культуры.
- 1.Общие положения
- 2. Требования к государственному экзамену бакалавра художественного образования
- 3. Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену
- 3.1. Вопросы к государственному междисциплинарному комплексному экзамену по общепрофессиональным дисциплинам по направлению «Художественное образование»
- 4. Перечень проблем выносимых на государственный междисциплинарный комплексный экзамен
- 4.1. По общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки
- 2. Цель и задачи художественного образования в рамках обязательного (общего), дополнительного и профессионального образования.
- 3. Дисциплины художественного цикла и принципы их преподавания в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.
- 4. Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования.
- 5. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы.
- 6. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для учреждений дополнительного художественного образования.
- 7. Характеристика основных элементов содержания художественного образования.
- 8. Типы и виды уроков дисциплин художественного цикла.
- 9. Методы обучения, их классификации и специфика применения на дисциплинах художественного цикла.
- 10. Виды художественной деятельности учащихся.
- 11. Художественное восприятие, его структура, свойства, уровни.
- 12. Современные педагогические технологии и их применение на уроках по дисциплинам художественного цикла.
- 13. Возможности современных информационных и коммуникационных технологий в модернизации художественного образования.
- 14. Характеристика учебно-методического комплекса по предметам художественного цикла.
- 15. Художественное творчество как часть социокультурной среды.
- 16. Художественные способности человека. Диагностика художественных способностей в детском возрасте.
- 17. Методы и приемы развития художественных способностей у детей разных возрастных групп.
- 18. Художественная творческая деятельность детей как педагогическая проблема. Методы и приемы активизации художественной творческой деятельности учащихся.
- 19. Методы и приемы активизации художественного мышления учащихся разных возрастных групп.
- 20. Критерии качества современного урока по дисциплинам художественного цикла.
- 21. Характеристика основных компонентов профессиональной деятельности преподавателя художественных дисциплин.
- 22. Личностно-профессиональные качества преподавателя художественных дисциплин.
- 23. Уроки искусства в отечественной системе художественного обучения и воспитания: исторический аспект.
- 24. Информатизация и компьютеризация процесса преподавания дисциплин художественного цикла.
- 3. Характеристика современных музыкально-компьютерных программ для детского музыкального творчества.
- 4. Структурно-функциональный анализ художественно-образовательного процесса: цель, задачи, средства, результат.
- 5. Возможности мкт в развитии музыкального слуха учащихся.
- 6. Методические аспекты коллекционирования, хранения, научно- педагогической обработки продуктов детского музыкального творчества.
- 7. Реализация педагогических принципов в методике преподавания мкт.
- 8. Специфика организации и проведения концертных выступлений с применением мультимедиа.
- 9. Цифровые музыкальные инструменты: характеристика, специфика обучения.
- 10. Основные этапы подготовки преподавателя дисциплин художественного цикл к уроку.
- 11. Особенности взаимодействия учителя и ученика в художественно-педагогическом процессе.
- 12. Пк как средство развития у школьников интереса к музыкальному искусству.
- 13. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий с цифровыми музыкальными инструментами.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании мкт.
- 27. Технология создания фонограмм к вокальным произведениям.
- 28. Микшерный пульт (типы и виды, функции, архитектура). Применение микшерных пультов для одновременной записи нескольких источников звука.
- 29. Усилительная аппаратура, ее основные характеристики, подбор и размещение (в студии, в концертном зале).
- 30 История развития звукозаписи. Требования к пк для создания музыкальных композиций.
- 31. Понятие потока событий midi. Цифровой интерфейс. Типы цифровых интерфейсов. Контроллеры.
- 32. Типы и виды микрофонов. Выбор микрофонов для записи различных звуков по их пространственным и частотным характеристикам. Технология записи звуков через микрофон.
- 33. Программы звуковые редакторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 34. Программы секвенсоры. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 35. Программы музыкальные конструкторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 36. Программы автоаранжировщики как средство изучения музыкальных стилей и направлений. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 37. Методы устранения нежелательной естественной реверберации. Организация студии звукозаписи в домашних условиях.
- 38. Классификация музыкальных инструментов по различным критериям (по способу звукоизвлечения, по источнику звука).
- 39. Традиционные музыкальные инструменты (особенности звучания, диапазоны, приемы звукоизвлечения).
- 40. Понятие оцифровки звукового сигнала. Разрядность, частота дискретизации. Архитектура звуковых карт. Типы и виды звуковых карт. Ведущие производители звуковых карт.
- 41. Логарифмический характер восприятия громкости. Сжатие динамического диапазона и использование компрессии для улучшения восприятия звука.
- 43. Понятие стереофонии. Бинауральный слух. Пространственная локализация звука. Требования к технике безопасности при прослушивании музыкальных композиций. Охрана слуха.
- 44. Типы и виды синтезаторов. Архитектура. Особенности применения.
- 45. Форматы звуковых файлов. Особенности. Основные характеристики (wav, mp3, ogg, mid и др.). Преобразование форматов.
- 46. Типы и виды музыкальных программ. Сравнительные характеристики. Особенности работы.
- 47. Музыкально-компьютерные технологии как средство интерпретации художественного образа произведения искусства.
- 48. Организация компьютерной аудиотеки как средство накопления слушательского опыта учащихся.
- 49. Многополосные компрессоры, механические ревербераторы, их конструкции и особенности (листовые, пружинные). Цифровые приборы искусственной реверберации.
- 50. Программы нотные редакторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 51. Композиция и аранжировка как формы музыкального творчества. Типы и виды аранжировки.
- 52. Музыкальные стили и направления в компьютерной аранжировке. Работа над произведениями различных форм.
- 4.3. По общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки по направлению «Художественное образование» профиль «Дизайн компьютерная графика»
- Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- Перечень и характеристика графических редакторов для детского художественного творчества.
- Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн – проектирования.
- Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики.
- Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 13. Компьютерная графика как средство развития художественно-композиционного мышления школьников.
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусства.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн – проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций на основе полихудожественного и информационно-технологического подходов.
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн – образования.
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие – творчество – интерпретация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Прмеры морфологической структуры одного из дизайн–продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.
- 5. Требования к ответу на государственном междисциплинарном комплексном экзамене по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки
- Примерная структура ответа выпускника:
- Основные требования к ответу:
- 6. Рекомендуемая литература для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену по дисциплинам общепрофессиональной и профильной подготовки
- 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.