6. Рекомендуемая литература для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену по дисциплинам общепрофессиональной и профильной подготовки
Основная литература (часть 1)
Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Алиев, Ю.Б. Исследование проблемы качества школьного художественного образования /Ю.Б. Алиев. – М.: Просвещение, 2001. – 74 с.
Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: учебник /Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие /О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 1973. – 142 с.
Бороздин, О.А. Караоке на уроке. Новые информационные технологии в общем музыкальном образовании /А.О. Бороздин // Музыка в школе – 2006. – № 1. – С. 25 – 20.
Бороздин, О.А. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе /О.А. Бороздин // Музыка в школе – 2006. – № 1. – С. 27-31.
Бровко, В.Л. Аранжировка и партитура за пять минут. (Band-in-Box +Jammer + Sibelius) /В.Л. Бровко. – СПб, 2004.
Васильева, А.А. История и теория развития художественного образования: учебное пособие /А.А. Васильева. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 208 с.
Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. – М.: Просвещение, 1969. – 76 с.
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие /Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.
Долинер, Л.И.. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты: книга для преподавателей и студентов пед. вузов / Л. И. Долинер; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 344 с.
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: ученое пособие /И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
Ивановский, Р.И. Компьютерные технологии в науке и образовании. Практика применения систем MathCAD Pro: учебное пособие /Р. И. Ивановский. – М.: Высшая школа,2003. – 431 с.
Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
Колодяжная, Т.П. Личностно-ориентированное воспитание: историко-педагогические аспекты: учебное пособие /Т.П. Колодяжная. – М. : Перспектива, 2009. – 36 с.
Коротаева, Е В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников /Е.В. Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с.
Красильников, И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества /И.М. Красильников. – М., Библиотечка журнала «Искусство в школе». Вып. 8. – 2-е изд., 2004. – 92 с.
Красильников, И.М. Студия компьютерной музыки /И.М. Красильников //Программы дополнительного художественного образования детей /Ред.-сост. Н.И. Кучер, Е.П. Кабкова. – М.: Просвещение, 2005. – С. 91-123.
Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования /И.М. Красильников. – Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.
Москвина, Г.М. Взаимодействие видов искусства в теории и практике художественного образования / Г.М. Москвина. – Ижевск: ИГУ, 2003. – 20 с.
Музыка в школе. – 2005. – № 1. (Статьи П.Л. Живайкина, Е.В. Орловой, В.Г. Пешняк, Е.В. Силантьевой, С.Н. Завырылиной, С. Люкшина, И.М. Красильникова).
Ошкай, Ж.А. Подготовка педагога к реализации задач художественного образования школьников /Ж.А. Ошкай. – Абакан, 2001. – 96 с.
Педагогические технологии: учебное пособие /авт.-сост.Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
Прищепа, А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе. /А.А.Прищепа. – М., 2004. – 32 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1 – 8 классы /под ред. Д.Б. Кабалевского. – М. : Просвещение, 2006. – 224 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 5 – 9 классы /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М. : Просвещение, 2005. – 48 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.– М. : Просвещение, 2007. – 22 с.
Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1999. – 544 с.
Стрелецкий, С. Популярный учебник игры на синтезаторе / С. Стрелецкий. – М., 2003.
Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова. – М.: Академический проект, 2006. – 480 с.
Суминова, Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) / Т.Н. Суминова. – М.: Академический проект, 2006. – 384 с.
Талипов, Н.Х. Теория и методика художественного образования учащихся 1-7 классов во внешкольных учреждениях. – М., 1994. – 17 с.
Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства /Н.А. Терентьева. – М.: Прометей. 1990. – 184 с.
Терентьева, Н.А. Теория и практика музыкально- художественного образования в России на рубеже XVIII-XIX столетий /Н.А.Терентьева // Образование и культура Северо-запада России. – СПб., 1999. – Вып.4. – С.272-278.
Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации): учебное пособие / В.А.Трайнев, И.В.Трайнев. – М.: Дашков и К, 2005. – 280 с.
Черноиваненко, Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников / Н.М. Черноиваненко // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей / сост. О.А. Апраксина. – М.: Музыка, 1982. – Вып. 15. – 160 с.
Дополнительная литература (часть 2)
Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие / Э.М.Александровская, Н.И.Кокуркина, Н.В.Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 2008 с.
Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие /О.В. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Ч.1:Теоретические основы. – 152 с.
Анализ и интерпретация произведений искусства: Художественное сотворчество: учебное пособие /Т.П. Чаговец, Е.Б. Мозговая, В.В. Бабияк и др.; под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.
Андреев, А.А. Введение в Интернет-образование: учебное пособие /А.А. Андреев. – М.:Логос, 2003. – 76 с.
Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей у детей: учебное пособие / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
Благинина, Т. И. Подготовка будущего учителя музыки к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Автореф.дис...канд. пед .наук / Т.И Благинина.– М., 2000. – 16 с.
Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2003. – 352 с.
Вербицкая, Н.О. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса средней и высшей школы: учебное пособие / Н.О. Вербицкая, В.Д. Жаворонков; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000. – 104 с.
Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: учебное пособие /Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 208 с.
Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учебное пособие /Л.В.Загрекова, В.В.Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 157 с.
Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика – М., 2001. – 276 с.
История художественного образования в России ХХ века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков: монография / сост. Н.Н.Фоминой; под ред. Ю.В. Голобокова. – М.: Педагогика, 2002. – Т.1. – 474 с.
Михайлов Н.Н. Теория художественного текста : учебное пособие / Н. Н. Михайлов. – М.: Академия, 2006. – 224 с.
Никандров В.В. Психомоторика: учебное .пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2004. – 104 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учебное пособие / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
Популярная художественная энциклопедия. В 2 кн. Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство. – М., 2003. – 276 с.
Психология внимания: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо; Московский психолого-социальный институт, 2006. – 276 с.
Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие /Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта.; Рос. Акад. образования. Моск. психолого-социал. ин-т. – 3-изд., испр.и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 320 с.
Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие /Б.В. Раушенбах. – СПб. : Азбука-классика, 2001. – 246 с.
Реан, А.А.. Психология и педагогика: учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер,2003. – 432 с.
Слепухин, А.В. Диагностика профессиональной направленности школьников с использованием новых информационных технологий: учебное пособие /А. В. Слепухин; Урал. гос. пед. ун-т, Каф. новых информ. технологий в образовании. –Екатеринбург, 2007. – 229 с.
Смирнов, А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие /А. В. Смирнов. – М.:Академия, 2005. – 208 с.
Смирнова, Н.Б. Теория и методология проектирования системы непрерывного художественного образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства: монография / Н.Б. Смирнова; М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: МПГУ, 2006. – 159 с.
Степанов, Г.А. Взаимодействие видов искусств / Г.А. Степанов. – М., 2001. – 479 с.
Федорович, Е.Н. История музыкального образования: учебное пособие /Е.Н.Федорович; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 110 с.
Холл, Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве /Д. Холл. – М., 2000. – 178 с.
Хрестоматия по психологии художественного творчества. – 2-е изд. – М. : Магистр, 1998. – 89 с.
Червинская, К.Р.. Компьютерная психодиагностика: учебное пособие /К.Р.Червинская; С.-Петерб. гос. ун-т. Факультет психологии. – СПб.: Речь,2003. – 336 с.
Основная литература (часть 2, профиль «Музыкально-компьютерные технологии»)
Белунцов, В. Звук на компьютере. Трюки и эффекты /В. Белунцов. – СПб., 2005. – 178 с.
Белунцов, В. Компьютер для музыканта /В. Белунцов. – СПб., 2001. – 78 с.
Белунцов, В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник /В. Белунцов. – СПб., 2000. – 479 с.
Браславский, Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров/ Д. Браславский. – М., 1974. – 264 с.
Браун, Р. Компьютер-композитор. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере /Р. Браун. – М. : ЭКОМ, 1998. – 286 с.
Гаранян, Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей / Г. Гаранян. – М., 1983. – 364 с.
Гордеев, О. Программирование звука в Windows /О. Гордеев. – СПб., 1999. – 264 с.
Загуменнов, А.П. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты /А.П. Загуменнов. – М., 2005. – 468 с.
Загуменнов, А.П. Реставрация музыкальных записей / А.П. Загуменнов. – М., 2005. – 864 с.
Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – М. 2007. – 496 с.
Лебедев, С.Н. Русская книга о FINALE / С.Н. Лебедев, П.Ю. Трубинов. – СПб.: Композитор, 2003. – 208 с.
Леонтьев, В.П. Все о mp3: Ваша компьютерная фонотека / В.П. Леонтьев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 48 с.
Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007 /В.П. Леоньев. – М. : ОЛМА Медиа Групп. 2007. – 896 с.
Петелин, Р. Аранжировка музыки на PC /Р. Петелин, Ю. Петелин. – СПб., 1999. – 456 с.
Петелин, Р. Виртуальная звуковая студия SONAR /Р. Петелин, Ю. Петелин.– СПб., 2003. – 278 с.
Харуто, А.В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук / А.В. Харуто. – М., 2000. –
Дополнительная литература (часть 2, профиль «Музыкально-компьютерные технологии»)
Алдошина, И. Основы психоакустики /И. Алдошина // Звукорежиссер. – 2000, № 8. – С. 42-46; № 9. – С. 40-43; № 10. – С. 48-52; 2001. – № 1, С. 34-39; № 2. – С. 40-45; № 3. – С. 54-59.
Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М.; Л., 1963. – 264 с.
Барсова И. Книга об оркестре /И. Барсова. — М., 1978. – 364 с.
Белунцов, В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов /В. Белунцов. – М., 2003. – 478 с.
Деревенских, В.В. Музыка на РС своими руками / В.В. Деревенских. – СПб., 2001. – 168 с.
Деревенских, ВВ. Музыка на PC своими руками / В.В. Деревенских. – СПб., 2001. – 294 с.
Дубровский, Д.Ю. Компьютер для музыкантов- любителей и профессионалов /Д.Ю. Дубровский. – М. : Триумф, 1999. – 362 с.
Живайкин, П. 600 звуковых и музыкальных программ. DHV/ П. Живайкин. – СПб., 1999. – 156 с.
Загуменнов, А.П Обработка звука /А.П. Загуменнов. – М., 1999. – 278 с.
Комарова, Т.В. Электроакустическая музыка и ее сущность /Т.В. Комарова // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции, 29-31 марта 2001 г. – Екатеринбург. – Т. 3. – С. 48-53.
Кондрашин, П.К. Музыкальные инструменты перед микрофоном. Ч. 2. Духовые и ударные инструменты/ П.К. Кондрашин // Звукорежиссер. – 2001. – № 3. – С. 62-66.
Конен, В. Рождение джаза /В. Конен. – М., 1984.
Красильников, И.М. Методика обучения на клавишном синтезаторе /И.М. Красильников. – М. 2007. – 165 с.
Красильников, И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества/ И.М. Красильников. – М.: Библиотечка журнала «Искусство в школе», 2004. Вып. 8. – 92 с.
Лепская, В.Е. Компьютер в художественном образовании: учебное пособие /В.Е. Лепская, Н.А. Лепская. – М.: Центр художественной культуры и образования М.Г.П. «Сапфир», 1993. – 64 с.
Медников В.В. Основы компьютерной музыки / В.В. Медников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 336 с.
Модр А. Музыкальные инструменты /А. Модр. – М., 1959. – 289 с.
Музыка XX века. История инструментов // Music Box. – 1998. – № 1, № 2. – 378 с.
Музыка: Большой энциклопедический словарь. – М., 1998. – 876 с.
Нагих, М.В. К вопросу об изучении электронной музыки /М.В. Нагих // Музыкальное образование в XXI веке: традиции и инновации: Межвузовский сборник научных трудов по итогам межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 12-13 марта 2004 года. – Т. II. – М.: МПГУ, 2004. – 108 с.
Орлов, Л. Синтезаторы и семплеры /Л. Орлов // Звукорежиссер. – 1999. – № 8. С. 42 – 54.
Петелин, Р. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства /Р. Петелин, Ю. Петелин. – СПб., 2001. – 286 с.
Петелин, Р. «Примочки» и плагины /Р. Петелин, Ю. Петелин. – СПб., 2001. – 682 с.
Петелин, Р. Cubase SX3: запись и редактирование музыки / Р. Петелин, Ю. Петелин. – СПб. : БХВ-Петербург, 2005. – 752 с.
Петелин, Р. Sonar. Секреты мастерства /Р. Петелин, Ю. Петелин. – СПб., 2002. – 764 с.
Петелин, Р. Звуковая студия на PC /Р. Петелин, Ю. Петелин. – СПб., 1998. – 659 с.
Петелин, Р. Профессиональные плагины для Sonar и Cubase / Р. Петелин, Ю. Петелин. – СПб. : БХВ-Петербург, 2005. – 592 с.
Пистон, У. Оркестровка /У. Пистон. – М., 1990. – 468 с.
Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование /С.П. Полозов. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002. – 208 с.
Рабин, Д. Музыка и компьютер /Д. Рабин. – Минск, 1998. – 478 с.
Тихомиров, Г. Инструменты русского народного оркестра / Г. Тихомиров. – М., 1962. – 367 с.
Ульянич, В.С. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве: Дис. … кандидата искусствоведения /В.С. Ульянич. – М., 1997. – 170 с.
Фишер Дж. П. Создание и обработка звука в Sound Forge / Дж. П. Фишер. – М., 2005. – 378 с.
Цоллер, С. А. Создание музыки на ПК: от простого к сложному / С. А, Цоллер. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.-320с.
Шнитке, А. Новый музыкальный материал? Рождение звукового образа /А. Шнитке // Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио / сост. Е.М. Авербах. – М.: Искусство, 1985. – 239 с.
Основная литература (часть 2, профиль «Дизайн и компьютерная графика»)
Агранович-Пономарева, Е. С. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий: учеб. пособие /Е.С. Агранович-Пономарева, Н.И. Аладова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс,2006. – 348 с.
Архитектура, строительство, дизайн: учебник. для студентов вузов по направлениям «Архитектура» и «Строительство»/В. И. Бареев и др.; под ред. А.Г. Лазарева. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс,2006. –316 с.
Безручко, В. Презентации Power Point /В. Безручко. – М., 2005. – 489 с.
Волкова, В.В. Дизайн рекламы: учебное пособие /В.В. Волкова. – М., 1999. – 278 с.
Галкина, Т.В. Дизайнеры ХХ века: учебное пособие / Т.В. Галкина, Т.Н. Третьякова; Юж.-Урал. гос. ун-т. – Челябинск, 1999. – 678 с.
Грашин, А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды (дизайн унифицированных и агрегатированных объектов): учебное пособие ./ А.А. Грашин. – М.: Архитектура–С, 2004. – 232 с.
Денисов, Д. Ресторанный интерьер: идеи и дизайн / Д. Денисов; под ред. А.С. Пьянкова. – М., 2003.
Джамбруно, М. Трехмерная графика и анимация / М. Джамбруно . – Киев, 2002. – 342 с.
Евсеев Г. MAYA 7. Трехмерная и графическая визуализация / Г. Евсеев. – М., 2005. – 283 с.
Иванов, А. Adobe Premiere 6.0. Самоучитель по видеомонтажу / А. Иванов. – М., 2002. – 468 с.
Карлащук,В. Графика и видео на CD. Технологии мультимедиа /В. Карлащук. – М. 2003. – 278 с.
Кирсанов, Д. Веб-дизайн /Д. Кмрсанов. – СПб., 1999. – 468 с.
Коварт, Р. Использование Microsoft Windows XP Professional / Р. Коварт, Б. Книттель. – М., 2003. – 678 с.
Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: учебное пособие / Н.М. Конышева. – М., 1999. – 287 с.
Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учебное пособие / А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2008. – 303 с.
Ларченко, Д. А.Интерьер: дизайн и компьютерное моделирование / Д. А. Ларченко, А.В. Келле-Пелле. – СПб. :Питер, 2007. – 480 с.
Лебедев, А.Н. Дизайн интерьера на компьютере / А.Н. Лебедев. – М. :NT Press,2006. – 208 с.
Лепский, П.Е. Компьютеры в художественном образовании: учебное пособие /П.Е. Лепский, Н.А. Лепская. – М.,1999. – 378 с.
Мааров, М. 3ds max 8 Эффективная работа /М. Мааров. – СПб. : Питер, 2007. – 975 с.
Мааров, М. 3ds max Реальная анимация и виртуальная реальность / М. Мааров. – СПб. : Питер, 2006. – 415 с.
Миронов, Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: учебник для вузов / Д.Ф. Миронов. – М., 2008. – 560 с.
Мосорова, Н.Н. Философия открытого дизайна: проблемы взаимосвязи онтологии и методологии: Автореф.дис...канд.филос.наук /Н.Н. Мосорова. – Екатеринбург, 1998. – 32 с.
Мэтьюс, М. MS FrontPage для пользователя /М. Мэтьюс, Э. Полен. – Киев, 2002. – 478 с.
Павловская, Е.Э. Дизайн рекламы: поколение NEXT: Стратегия творческого проектирования /Е.Э. Павловская. – СПб., 2003. – 478 с.
Павловская, Е.Э. Дизайн рекламы: поколение NEXT: Стратегия творческого проектирования /Е.Э. Павловская. – СПб., 2003. – 567 с.
Покатаев, В.П. Дизайнер-конструктор. Конструирование оборудования интерьера: учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Дизайн» и «Искусство интерьера» /В.П. Покатаев. – 3-е изд. – Ростов н/Д :Феникс,2006. – 384 с.
Попов, С. Аппаратные средства мультимедиа: Видеосистема PC /С. Попов. – М., 2001. – 376 с.
Рид, Э. Как сделать красиво в ЗD-дизайне / Э. Рид. – СПб.: Питер, 2003. – 275 с.
Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учебник / И.А. Розенсон. – СПб.: Питер,2007. – 219 с.
Сиденко, Л.А. Компьютерная графика и геометрическое моделирование: учебное пособие / Л. А. Сиденко. – СПб.: Пресс, 2008. –224 с.
Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие / В.Б. Устин. – 2-е изд. – М.: АСТ: Астрель,2007. – 239 с.
Утилова, Н. Монтаж: учебное пособие /Н. Утилова. – М., 2004. – 786 с.
Федоренков, А. Auto CAD. Практический курс / А. Федоренков , A. Кошаев. – М., 2005. – 356 с.
Фокин, А.О. Компьютерная графика с программой Xara X / А.О. Фокин, Ю.Д. Заботин. – СПб.: Майор, 2003. – 192 с.
Чепмен, Н. Цифровые технологии мультимедиа /Н. Чепмен, Д. Чепмен. – М., 2006. – 467 с.
Шейнер, П. Реальный мир цифрового видео /П. Шейнер, Дж. Э. Джонс. – М., 2005. – 476 с.
Яцюк, О.Г. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий /О. Яцюк. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 240 с.
Дополнительная литература (часть 2, профиль «Дизайн и компьютерная графика»)
Бадаев, В. С. Русская кистевая роспись: учебное пособие / В.С. Бадаев. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 32 с.
Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 301 с.
Бесчастнов, Н. П. Портретная графика: учебное пособие /Н.П. Бесчастнов. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 367 с.
Буляница, Т. Дизайн на компьютере /Т. Буляница. – СПб., 2003. – 478 с.
Буткевич, Л. М. История орнамента: учебное пособие / Л.М. Буткевич. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 267 с.
Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие / Р.А. Гильман. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 160 с.
Глушаков, С. Adobe: все для дизайнера /С. Глушаков, Г. Кнабе. – М., 2003. – 468 с.
Гончаров, А. Самоучитель HTML / А. Гончаров. – СПб., 2002. – 462 с.
Демина, Л. М. Microsoft Power Point в схемах и рисунках: практикум /Л.М. Демина, Р.М. Гатаулин. – М., 2006. – 654 с.
Демчев, П.Г. Художественное оформление в школе: учебное пособие / П.Г. Демчев, Г.В. Черемных. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 208 с.
Ермолаев, А. П. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер: учебное пособие /А.П. Ермолаев. – М.: Архитектура–С, 2004. – 208 с.
Жданова, Н.С. Перспектива: учебное пособие / Н.С. Жданова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 224 с.
Иванов, А. Adobe Premiere 6.0. Самоучитель по видеомонтажу / А. Иванов. – М., 2002. – 678 с.
Киркпатрик, Г. Мультипликация во Flash / Г. Киркпатрик, К. Питии. – М., 2006. – 862 с.
Конран, Т. Современный дом: искусство дизайна: Популярная энциклопедия /Т. Конран. – Сингапур, 1997. – 264 с.
Конышева, Н.М. Теоретические основы дидактической системы дизайнерского образования младших школьников: Дис. в виде науч. докл.. доктора пед. наук / Н.М. Конышева. – М.,2000. – 415 с.
Коцюбинский, А.О. Компьютер для художника / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. – М, 2000. – 273 с.
Кудлак, В. Домашний видеофильм на компьютере /В. Кудлак. – СПб., 2003. – 364 с.
Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие /В. С. Кузин. – М.: Академия, 2004. – 232 с.
Левин, А.Ш. Самоучитель компьютерной графики и звука /А.Ш.Левин. – СПб.: Питер,2003. – 575 с.
Леонтьев, Б.К. Энциклопедия web-дизайнера / Б.К. Леонтьев. – М., 2004. – 364 с.
Лещев, Д. Создание интерактивного web-сайта / Д. Лещев. – СПб., 2003. – 726 с.
Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учебное пособие / Г.М. Логвиненко. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 144 с.
Лушников, Б.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учебное пособие /Б.В. Лушников, В.В. Перцов. – М.: ВЛАДОС,2006. – 240 с.
Макарова, М.Н. Перспектива: учебник / М.Н. Макарова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2006. – 480 с.
Медынский, С. Компонуем кинокадр /С. Медынский. – М., 1992. – 378 с.
Минько, Р. Microsoft Office PowerPoint 2003: Просто как дважды два /Р. Минько. – М., 2005. – 467 с.
Мосорова, Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: Автореф .дис...доктора филос. наук / Н.Н. Мосорова. – Екатеринбург, 2001. – 36 с.
Ньюарк, Квентин. Что такое графический дизайн? /Квентин Ньюарк. – М.: АСТ: Астрель,2005. – 255 с.
Объемно-пространственная композиция: учебник / А.В. Степанов [и др.]; под ред. А.В. Степанова. – 3-е изд. – М.: Архитектура– С, 2007. – 256 с.
Пауэлл, Уильям Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет, как он действует и как сделать так, чтобы он работал в ваших живописных произведениях/Уильям Ф. Пауэлл; пер. с англ. У. Сапициной. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 64 с.
Резник, Ю.А. Графика, звук, видео на ПК: Популярный самоучитель /Ю.А. Резник. – СПб.: Наука и техника, 2003. – 336 с.
Соловьев, М. М. 3DS max 7 / М.М. Соловьев. – М: СОЛОН-Пресс, 2005. – 328 с.
Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: учебное пособие / М.О. Сурина. – Ростов н/Д, 2003. – 642 с.
Сурина, М.О. Эзотерические свойства цвета /М.О. Сурина. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 144 с.
Темин, Г. 3D Studio МАХ 7 / Г. Темин. – СПб.: Питер, 2001. – 421 с.
Финков, М. Интернет. Шаг второй: от пользователя к профессионалу / М. Финков. – СПб., 2002 – 468 с.
Фок, Б. Internet с самого начала / Б. Фок. – СПб.: Питер, 1996. – 15 с.
Фролов, М. Учимся рисовать на компьютере / М. Фролов. – М, 2006. – 476 с.
Чебыкин, Р. Разработка и оформление текстового содержания сайтов / Р. Чебыкин. – СПб., 2004. – 218 с.
Шнейдеров, В. Фотография, реклама, дизайн на компьютере / В. Шнейдеров. – СПб., 2004. – 476 с.
Шниер, М. Толковый словарь компьютерной технологии / М. Шниер. – Киев, 2000. – 292 с.
Эблан, Д. Цифровая съемка и режиссура /Д. Эблан. – М., 2003. – 672 с.
Яцюк, О. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама /О. Яцюк, Э. Романычева. – СПб., 2001. – 826 с.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«050600 – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профили «050608 – Дизайн и компьютерная графика»
«050610 – Музыкально-компьютерные технологии»
Подписано в печать 03.11.09 Формат 60х84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. 4,1
Тираж экз. Заказ
ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет
- 1.Общие положения
- 2. Требования к государственному экзамену бакалавра художественного образования
- 3. Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену
- 3.1. Вопросы к государственному междисциплинарному комплексному экзамену по общепрофессиональным дисциплинам по направлению «Художественное образование»
- 4. Перечень проблем выносимых на государственный междисциплинарный комплексный экзамен
- 4.1. По общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки
- 2. Цель и задачи художественного образования в рамках обязательного (общего), дополнительного и профессионального образования.
- 3. Дисциплины художественного цикла и принципы их преподавания в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.
- 4. Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования.
- 5. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы.
- 6. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для учреждений дополнительного художественного образования.
- 7. Характеристика основных элементов содержания художественного образования.
- 8. Типы и виды уроков дисциплин художественного цикла.
- 9. Методы обучения, их классификации и специфика применения на дисциплинах художественного цикла.
- 10. Виды художественной деятельности учащихся.
- 11. Художественное восприятие, его структура, свойства, уровни.
- 12. Современные педагогические технологии и их применение на уроках по дисциплинам художественного цикла.
- 13. Возможности современных информационных и коммуникационных технологий в модернизации художественного образования.
- 14. Характеристика учебно-методического комплекса по предметам художественного цикла.
- 15. Художественное творчество как часть социокультурной среды.
- 16. Художественные способности человека. Диагностика художественных способностей в детском возрасте.
- 17. Методы и приемы развития художественных способностей у детей разных возрастных групп.
- 18. Художественная творческая деятельность детей как педагогическая проблема. Методы и приемы активизации художественной творческой деятельности учащихся.
- 19. Методы и приемы активизации художественного мышления учащихся разных возрастных групп.
- 20. Критерии качества современного урока по дисциплинам художественного цикла.
- 21. Характеристика основных компонентов профессиональной деятельности преподавателя художественных дисциплин.
- 22. Личностно-профессиональные качества преподавателя художественных дисциплин.
- 23. Уроки искусства в отечественной системе художественного обучения и воспитания: исторический аспект.
- 24. Информатизация и компьютеризация процесса преподавания дисциплин художественного цикла.
- 3. Характеристика современных музыкально-компьютерных программ для детского музыкального творчества.
- 4. Структурно-функциональный анализ художественно-образовательного процесса: цель, задачи, средства, результат.
- 5. Возможности мкт в развитии музыкального слуха учащихся.
- 6. Методические аспекты коллекционирования, хранения, научно- педагогической обработки продуктов детского музыкального творчества.
- 7. Реализация педагогических принципов в методике преподавания мкт.
- 8. Специфика организации и проведения концертных выступлений с применением мультимедиа.
- 9. Цифровые музыкальные инструменты: характеристика, специфика обучения.
- 10. Основные этапы подготовки преподавателя дисциплин художественного цикл к уроку.
- 11. Особенности взаимодействия учителя и ученика в художественно-педагогическом процессе.
- 12. Пк как средство развития у школьников интереса к музыкальному искусству.
- 13. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий с цифровыми музыкальными инструментами.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании мкт.
- 27. Технология создания фонограмм к вокальным произведениям.
- 28. Микшерный пульт (типы и виды, функции, архитектура). Применение микшерных пультов для одновременной записи нескольких источников звука.
- 29. Усилительная аппаратура, ее основные характеристики, подбор и размещение (в студии, в концертном зале).
- 30 История развития звукозаписи. Требования к пк для создания музыкальных композиций.
- 31. Понятие потока событий midi. Цифровой интерфейс. Типы цифровых интерфейсов. Контроллеры.
- 32. Типы и виды микрофонов. Выбор микрофонов для записи различных звуков по их пространственным и частотным характеристикам. Технология записи звуков через микрофон.
- 33. Программы звуковые редакторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 34. Программы секвенсоры. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 35. Программы музыкальные конструкторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 36. Программы автоаранжировщики как средство изучения музыкальных стилей и направлений. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 37. Методы устранения нежелательной естественной реверберации. Организация студии звукозаписи в домашних условиях.
- 38. Классификация музыкальных инструментов по различным критериям (по способу звукоизвлечения, по источнику звука).
- 39. Традиционные музыкальные инструменты (особенности звучания, диапазоны, приемы звукоизвлечения).
- 40. Понятие оцифровки звукового сигнала. Разрядность, частота дискретизации. Архитектура звуковых карт. Типы и виды звуковых карт. Ведущие производители звуковых карт.
- 41. Логарифмический характер восприятия громкости. Сжатие динамического диапазона и использование компрессии для улучшения восприятия звука.
- 43. Понятие стереофонии. Бинауральный слух. Пространственная локализация звука. Требования к технике безопасности при прослушивании музыкальных композиций. Охрана слуха.
- 44. Типы и виды синтезаторов. Архитектура. Особенности применения.
- 45. Форматы звуковых файлов. Особенности. Основные характеристики (wav, mp3, ogg, mid и др.). Преобразование форматов.
- 46. Типы и виды музыкальных программ. Сравнительные характеристики. Особенности работы.
- 47. Музыкально-компьютерные технологии как средство интерпретации художественного образа произведения искусства.
- 48. Организация компьютерной аудиотеки как средство накопления слушательского опыта учащихся.
- 49. Многополосные компрессоры, механические ревербераторы, их конструкции и особенности (листовые, пружинные). Цифровые приборы искусственной реверберации.
- 50. Программы нотные редакторы. Возможности и особенности работы. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 51. Композиция и аранжировка как формы музыкального творчества. Типы и виды аранжировки.
- 52. Музыкальные стили и направления в компьютерной аранжировке. Работа над произведениями различных форм.
- 4.3. По общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки по направлению «Художественное образование» профиль «Дизайн компьютерная графика»
- Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе обучения дизайну.
- Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
- Перечень и характеристика графических редакторов для детского художественного творчества.
- Игровые технологии на уроках дизайна и компьютерной графики.
- Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
- Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
- Цифровой инструментарий в современном дизайне: характеристика, специфика дизайн – проектирования.
- Реализация педагогических принципов в методике преподавания дизайна и компьютерной графики.
- Особенности преподавания дизайна в системе основного и дополнительного образования. Техническое оснащение кабинета.
- 10. Характеристика учебно-методического комплекса для занятий по дизайну и компьютерной графике.
- 11. Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики.
- 12. Характеристика методов обучения дизайну и компьютерной графике.
- 13. Компьютерная графика как средство развития художественно-композиционного мышления школьников.
- 14. Компьютерная графика как средство развития восприятия цвета.
- 15. Кабинет компьютерной графики в общеобразовательной школе. Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса.
- 16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусства.
- 18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).
- 19. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства.
- 20. Возможности компьютера в реализации художественно-педагогического замысла на занятиях по дизайн – проектированию.
- 21. Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания дизайна и компьютерной графики в общеобразовательной школе.
- 22. Компьютерная графика и характеристика ее основных видов. Системные требования к современному пк для работы с графикой.
- 23. Технологии конструирования занятий с применением компьютерной графики по созданию проектов и презентаций на основе полихудожественного и информационно-технологического подходов.
- 24. Исторические аспекты развития зарубежного и отечественного дизайн – образования.
- 25. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие – творчество – интерпретация произведений искусства.
- 26. Реализация междисциплинарного и системного подходов в преподавании компьютерной графики.
- 27. Основные типы трехмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 28. Основные типы двухмерных редакторов. Возможности и области применения. Основные инструменты программы (на примере одной по выбору студента).
- 39. Основные типы товарных знаков и их роль в формировании фирменного стиля компании. Инструментарий дизайнера для проектирования товарных знаков.
- 40. Понятие «морфология в дизайне». Прмеры морфологической структуры одного из дизайн–продуктов.
- 41. Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции.
- 42. Перечень и специфика программных продуктов для цифрового эскизирования.
- 44. Перечень и характеристика векторных программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 45. Перечень и характеристика растровых программ. Специфика их использования и область применения в художественной деятельности (на примере одной по выбору студента).
- 46. Структура цифровой презентации. Перечень программных продуктов для ее создания.
- 48. Основные принципы дифференциации графического и средового видов дизайна.
- 52. Стилеобразование в дизайне. Целесообразность выбора стилевых решений в соответствии с проектными задачами на примере средового дизайна.
- 5. Требования к ответу на государственном междисциплинарном комплексном экзамене по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки
- Примерная структура ответа выпускника:
- Основные требования к ответу:
- 6. Рекомендуемая литература для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену по дисциплинам общепрофессиональной и профильной подготовки
- 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.