3. Модель «Русская школа».
Гончаров Иван Федорович – доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета.
Погодина Людмила Николаевна – директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы №141 г. Москвы и объединяющего детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.
Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой начиная со времен М.В. Ломоносова. Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы высказывали И.А. Ильин, К.А. Тимирязев, Н. Бердяев, В.В. Розанов и в новое время Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.
В школе дореволюционной России национальная идентификация осуществлялась с помощью преподавания на русском языке православия (изучения Закона Божьего), после революции эту роль выполняли русский язык и коммунистическое воспитание.
С начала 90-х годов выделилось несколько направлений строительства русской национальной школы. Сторонники культурно-образовательного подхода (И.Ф. Гончаров) стараются максимально насытить содержание образования русским этнографическим и историческим материалом. Ими широко используются русские народные песни и музыка, хоровое пение, былины, сказания, а также родиноведческий материал. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечественная литература, география России, русское искусство. В преподавании преодолевается доминирующий ныне, по мнению сторонников этого направления, «очернительный» взгляд на историю русского народа как цепь неудач и поражений и осуществляется переход к воспитанию на положительных примерах, показу светлых сторон русского характера, героических сторон истории. Как правило, образовательная деятельность органично дополняется соответствующей воспитательной работой.
Русскую национальную школу создают и учредители православных учебных заведений, где образовательный материал представлен религиозным содержанием, составляющим неотъемлемую составную часть русской культуры – молитвами, Житиями святых, духовной музыкой, церковным песнопением. Интересная попытка возрождения очагов русской духовности по примеру Сергия Радонежского путем организации своеобразных школ-монастырей предпринимается исподволь в различных регионах страны (М. Щетинин).
Третье направление – это построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России. Национальная школа – это в первую очередь просто хорошая система образования. Стремление же гипертрофировать национальное содержание неизбежно ограничивает общее образование; «нация не нечто противоположное общечеловеческому, но стиль творческого усвоения народом общекультурного содержания» (С.Гессен).
Модель «Новая русская школа», осуществляющаяся в сш.№141 г.Москвы (Л.Н. Погодина), объединяет особенности всех трех перечисленных направлений, интегрируя и адаптируя их позиции к современным социально-политическим и экономическим условиям.
Концептуальные положения.
-
Русская школа в современных пространственно-временных (политических, экономических, социальных) координатах является средством национальной самозащиты, где только и может сохраниться великая русская культура.
-
Русская школа – лучшая форма защиты национального от националистического.
-
Новая русская школа должна давать образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий, и только тогда она может называться национальной. При этом она не должна быть технократической, дающей только какую-то сумму ЗУН. Она органически связана с основной идеей – спасение нации, сохранением ее истории.
-
Приобщение к нравственности как первооснове человека; приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.
-
Новая русская школа вбирает в себя концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетает принципы патриотизма и всемирного взаимоуважения народов.
-
Грядущая русская школа – школа новой генерации. Это не реставрация в первозданном виде лучших прежних школ, не пристройки к ним, но возрождение русской школы в новом акте творения. Вхождение России в ХХI век знаменуется созданием массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого – действительно просвещенные, широко образованные и преданные России люди ( И.Ф. Гончаров).
Особенности содержания.
Содержание образования определяется наукой, народностью и православием. (рис.1).
Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин.
Народность – это отечественная культура (прежде всего русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др.). Освоение культурного наследия раскрывается в системе специально разработанных учебного плана и программ ( И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина). Родной русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство русского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Коренное преобразование литературы (программа И.Ф. Гончарова) – обновленный состав произведений.
Курс «Истории России» предстает не как история классов, смена формаций, а как история людей, персон.
Специальные и факультативные курсы дополняют и углубляют содержание основных дисциплин.
Спецкурс «Светочи России» представляет учащимся великих людей прошлого и настоящего, наших национальных гениев, раскрывает самобытность и значение их личностей, идей и поступков.
Курс «Святыни России» – природные, культурные, исторические – способствует погружению ребенка и подростка в мир национальных русских ценностей, вселяет гордость за нашу необъятную и богатейшую страну.
Курс «Русская душа» посвящен исконным качествам русского человека; это обычаи, праздники, трудовые навыки, сказки, это символы ее природы – березы, дубы, реки и озера, птицы и звери, которых надо беречь и охранять, чтобы не опустела Русь.
Особое внимание уделяется освоению русской народной культуры и национальных ремесел.
В модели «Русская школа» представлены такие новые курсы, как «Русский фольклор», «Русская этнография» (народные обряды, свадьбы, ярмарки, образ жизни, календарная основа русской жизни), «Русское прикладное искусство», «Русская художественная культура» (музыка, живопись, театр, кино – до наших дней).
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | ||
Родиноведение | ||||||||||||
Моя Родина | Святыни России | Светочи России | ||||||||||
Русская языковая культура | ||||||||||||
Развитие речи (фольклор) | Риторика | Стилистика | Худ. чтение | Литературное творчество | ||||||||
(шедевры русской классики | ||||||||||||
Народное искусство | ||||||||||||
ИЗО | Прикладное искусство | Художественные ремесла | ||||||||||
Русская душа | ||||||||||||
Народные обычаи | Православие | Русский менталитет | Русская философия |
Рис.1. Технологическая карта включения русского национального компонента в содержание образования (I – XI классы).
Православие – это не только и не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях православия, на духе, менталитете православия.
В курсе «Русское православие» изучается история русской церкви, он вовлекает в размышления о мире, о боге, о Церкви, о Православии, о Духовности человека. В этом курсе нет ни мистики, ни мракобесия, ни невежества, которым пугают каждый раз начинающего духовно образовываться человека. Эти размышления лишь делают жизнь более осмысленной, направленной на служение лучшему на Земле, учат спасать свой народ, порождают Любовь, Веру, Надежду, подвигают на борьбу со злом.
Гармонично сочетать науку и православие – актуальная задача школы.
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Литература
- Тема 3. Анализ современных дидактических концепций
- Тема 4. Целостность учебно-воспитательного процесса
- Аспекты целостности педагогического процесса
- Назначение и структура деятельности учителя
- Деятельность учащихся в процессе обучения
- Литература
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Методы обучения
- Методы обучения по источникам знаний
- Методы обучения
- Тема 7. Современные модели организации обучения План:
- Тема 8. Классификация средств обучения
- Тема 9. Инновационные процессы в образовании
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 10. Авторские школы
- 2. Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде).
- Концептуальная основа
- 3. Модель «Русская школа».
- 4. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский).
- 5. Школа-парк (м.А.Балабан)
- 6. Агрошкола а.А. Католикова
- 7. Школа Завтрашнего Дня (д. Ховард)
- Литература