Методы обучения
Метод преподавания | Метод учения |
Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий | Исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый |
Существует много других классификаций.
Но нет классификации универсальной, которую можно было бы рекомендовать на все случаи жизни.
3. Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж. Выделяются следующие функции этих методов:
-
мотивационная: создание психологической установки на усвоение нового материала, побуждение познавательной деятельности учеников при изучении определенной темы, создание проблемной ситуации;
-
информационная: раскрытие содержания фактического материала, описание природной среды, определенного объекта, сообщение о событиях, явлениях, раскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира;
-
воспитательная: решение всевозможных воспитательных задач, возникающих при изучении учебного материала;
-
обобщающая: сведение знаний в определенную систему;
-
организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности;
-
контрольно-корректирующая: установление обратной связи, получение информации о том, как дети усваивают знания, исправление ошибок.
Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора. В младших классах выделяется три вида рассказа: описание, художественный рассказ, объяснение. По целям выделяются рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого – подготовить учащихся к изучению нового материала, задача второго – изложить содержание, а третий заключает отрезок обучения.
Описание предполагает четкую, выразительную, образную характеристику предметов, явлений, событий и т.д. Его целесообразно использовать для сообщения фактического материала, например, на уроках природоведения, ознакомления с окружающим, трудового обучения. Учитель описывает внешний вид животных, растений, природные изменения, равнины, горы, реки и т.п.
Художественный рассказ богат на сравнения, эпитеты, обращен к представлениям и эмоциям детей. Используется на уроках чтения, рисования, ознакомления с окружающим. Детям в яркой образной форме рассказывают о событиях, стараются пробудить в них чувства, вызвать определенное отношение к происходящему в рассказе.
Эффективность данного метода зависит прежде всего от умения педагога рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые им, понятны ученикам и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для них образцом построения связной, логической, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.
Если длительность рассказа превышает 5-7 минут, его нужно сочетать с другими методами обучения - иллюстрацией, включением наглядности, элементов беседы, записью опорных слов на доске и т.п.
Рассказ-объяснение используется тогда, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить причинно-следственные связи, зависимости между изучаемыми явлениями или процессами. Этот метод помогает раскрыть и сущность способов действий, которые следует запомнить ученикам, приучить детей следить за ходом мысли, развитием сюжета, определять и запоминать наиболее важное в содержании.
Объяснение. Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией. Его чаще своего используют учителя для ознакомления с правилами действий на уроках математики, языка, труда, физкультуры, природоведения. Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение, организовать рабочее место и т.д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий. Например, перед самостоятельным выполнением упражнения ученики 3-го класса получают инструкцию: 1) прочитай задание, 2) определи, что следует сделать, 3) вспомни правило, 4) выполняй упражнение, 5) сверь с правилом.
Все виды объяснений, применяемых в начальной школе, подчиняются одинаковым требованиям: имеют начало, развитие действия, кульминационную и завершающую части. Краткие выводы, резюме, повторяющие главное, - обязательный элемент хорошего объяснения.
Беседа. Это метод, при котором учитель, опираясь на знания и практический опыт своих учеников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового материала, уточняет, углубляет и развивает их знания и представления. Беседа относится к наиболее известным методам творческого обучения. Ею мастерски пользовался еще Сократ. Поэтому беседу, с помощью которой ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, называют сократической. Ведущая функция данного метода – побуждающая, но с неменьшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях.
Беседа – активный, побуждающий метод. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов учитель побуждает учеников вспоминать уже известные им знания, обобщая и развивая их, незаметно достигая усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учеников, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика также воспитательная роль беседы.
Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться дедуктивным либо индуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных школьникам общим правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.
В начальной школе беседа наиболее эффективна для :
-
подготовки учеников к работе на уроке;
-
ознакомления их с новым материалом;
-
систематизации и закрепления знаний;
-
текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Предложено несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.
Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов); сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе используются все виды бесед. Учителя все чаще вводят сложные эвристические (открывающие) беседы, побуждающие детей самостоятельно размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы они приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующие, итоговые, или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний, а контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания.
Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя. Следует определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.
4. Работа с книгой – сложный и трудный для школьников метод обучения. Школа должна подготовить учеников к самостоятельной работе с книгой. Особенно важно умение свободно читать и понимать прочитанное, умение выделять главное в изучаемом материале: умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты). Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с учебным материалом, его беглый просмотр, чтение отдельных частей, поиск ответов на определенные вопросы, обстоятельное изучение материала, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.
Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний.
Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, дети, по указанию учителя, делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т.д. Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Объединение материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника – важнейшее условие правильной работы с книгой. При чтении книги у учеников должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).
Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст , а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.
К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учитель будет выбирать только хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения. Работу с книгой он будет практиковать в своем классе ежедневно.
5. Цель метода наглядности в начальной школе – обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. В начальных классах применяется естественная, рисунковая, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы).
К наглядным относятся методы демонстрации, иллюстрации, видеометод.
Демонстрация. Метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т.п.). Демонстрация начинается с целостного восприятия.
Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
-
все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;
-
могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;
-
нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.
Иллюстрация. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы, прекрасно оформленные детские энциклопедии и т.п.
Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.
В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства. Диапроекторы и диаскопы просты в эксплуатации, надежны, дешевы, их легко хранить. Материал диафильма младшими школьниками воспринимается лучше, чем кинофильма. Для начальной школы выпущено большое количество иллюстративных и объяснительных диафильмов. Работа с ними на уроке содержит такие этапы: объяснение цели просмотра диафильма, демонстрация диафильма с комментированием каждого кадра, итоговая беседа по просмотренному диафильму, обобщение материала, формулировка выводов.
Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделить и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения.
Метод полезен для:
-
изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явление диффузии жидкости, выветривание горных пород и т.д.), а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар упругих тел, кристаллизация веществ и т.д.);
-
объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;
-
обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;
-
создания специфической языковой среды на уроках иностранного языка;
-
представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;
-
организации тестовых испытаний;
-
выполнения тренировочных упражнений;
-
компьютерного учета успеваемости каждого ученика класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;
-
рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.
Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет высокие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учеников в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
Таким образом, наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль – обеспечить всестороннее, образное восприятие, дать опору для мышления.
6. К практическим методам относятся упражнения, лабораторный метод, познавательные игры.
Упражнения – это планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью их изучения или повышения их качества.
Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся упражнения, применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и ученики поясняют, толкуют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Сперва к этому привлекаются лучшие ученики, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми детьми.
В начальной школе широко используются устные упражнения. Они связаны с развитием речи, логического мышления, познавательных возможностей. Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языка. Постепенно устные упражнения усложняются. Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения) составляют важный компонент обучения.
К письменным упражнениям тесно примыкают графические, используемые при изучении математики, рисования.
Чтобы упражнения были эффективными, учитель должен позаботиться о том, чтобы система упражнений: 1) была направлена на развитие и закрепление всех необходимых качеств; 2) обеспечивала достаточную повторяемость упражнений по видам и количеству; 3) предполагала экономную форму предъявления; 4) допускала различные формы управления работой учеников. Со стороны учеников должны быть: сознательность при выполнении упражнений; знание правил выполнения действий; контролирование условий выполнения упражнения; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении опытов, экспериментов и наблюдений учениками. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От детей требуется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями. Лабораторный метод дает возможность для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути работы.
Лабораторный метод сложен, требует специального оборудования, тщательной подготовки учителя и учеников. Его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени. Поэтому, планируя лабораторный метод, учитель должен быть уверен, что польза от самостоятельного исследования превысит эффективность обучения, которую можно достичь более простыми, экономными путями.
Практическая работа. Деятельность учеников ориентирована на применение полученных знаний, умений на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учеников на уроке практического применения знаний, умений:
-
Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
-
Показ. Этап инструктажа.
-
Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
-
Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполнят задание. Учитель особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
-
Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания (Е.Я.Голант).
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана выполнения работы, подготовку материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы; воспитывают интерес и внимательность детей; развивают способности; вводят детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения.
Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирования. В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры – игровая ситуация, прием, упражнение.
Общая структура дидактической игры содержит компоненты:
-
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
-
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
-
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
-
контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующую структуру:
Этапы | Цели учителя | Цели учеников |
Подготовка Начало Организация Инсценировка Анализ | План и содержание Определение темы и цели Распределение ролей Наблюдение, руководство Подведение итогов | Понимание Мотивация Принятие ролей Участие Подведение итогов |
Разнообразие игровых средств позволяет учителю всегда выбрать игру, необходимую для решения конкретных задач. Он может вплетать дидактические игры как постоянный элемент в свою систему.
Основные требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр: игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязана; должна иметь интересное, привлекательное название; содержать действительно игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать; содержать считалки, рифмы, стихи. Учитель, готовясь к игре, отрепетирует свои движения, позы, слова: постарается сделать их красивыми, интересными, неожиданными. Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.
7. Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий без учителя.
Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классных работ – контролирующая, а домашних – закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая. Правильно организованная классная самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера.
Для актуализации опорных знаний, умений проводятся подготовительные самостоятельные работы. Это могут быть устные или письменные упражнения на повторение, сопоставление определенных фактов, припоминание правил, способов действий, предварительное чтение заданных текстов и т.п. Применяются также наблюдение объектов по определенному плану, просмотр картин, иллюстраций или диафильмов, составление описаний, сравнение некоторых данных – словом, все, что нужно для последующего сознательного и активного обучения. К учебным самостоятельным работам относится прежде всего самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом по учебнику или по другим источникам. Проверочные самостоятельные работы - это все учебные задания, которые учащийся выполняет в классе и дома.
На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки (введения) задания: как оно сформулировано, понято ли ученикам, готовы ли дети к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания и т.п. Учитель заранее подготовит индивидуальные карточки для дифференцированного и индивидуального обучения. В зависимости от уровня подготовленности ученика они будут содержать более сложные или, напротив, упрощенные задания с планом рассуждений или без них, детальным или упрощенным алгоритмом.
Один из видов самостоятельной работы – ознакомление учеников с новым материалом по учебнику. При этом ученик сам определяет цель, выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, устанавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необходимо найти ответы при чтении. В 3-4х классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания.
Домашняя самостоятельная работа учеников требует тщательного руководства со стороны учителя. В 1-м классе домашние задания не задаются, а в 4-м классе их выполнение должно отнимать у детей не больше 1-го часа времени. Домашняя самостоятельная работа, как правило, закрепляет изученное в классе. Учитель позаботится, чтобы она не была механической, не сводилась к повторному выполнению уже известных упражнений.
Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель:
-
предусмотрит ее место в структуре урока;
-
подумает, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;
-
определит ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
-
предусмотрит затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
-
определит форму заданий;
-
установит оптимальную длительность работы; подберет соответствующий дидактический материал;
-
предусмотрит рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
8. Полноценное решение учебно-воспитательных задач урока не возможно обеспечить одним методом. Постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее пригодные для решения поставленных задач, сочетать, комбинировать различные методы. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Выделены общие дидактические факторы, которые следует принимать во внимание при выборе и применении методов обучения. В порядке значимости они распределяются так:
-
Цель обучения
Уровень обучения, которого необходимо достигнуть
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать
Сложность учебного материала
Уровень подготовленности учеников
Их активность и интерес
Возраст
Работоспособность детей
Сформированность учебных навыков
Учебная тренированность и выносливость
Время обучения
Условия обучения
Взаимоотношения между учителем и детьми, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность)
Количество учеников в классе
Уровень подготовленности самого учителя
Дополнительно учитель постарается ответить на вопросы:
-
как он собирается организовать изучение темы – метод самостоятельной работы учеников или работы под руководством учителя?
-
какие дидактические средства он может использовать на уроке?
-
какие методы стимулирования активности детей будут применены?
-
какие методы контроля и самоконтроля будут использованы в конце обучения?
Готовясь к каждому уроку, педагог внимательно анализирует программу, содержание обучения, оценивает состояние всех других факторов, приведенных в таблице, сравнивает желаемое и возможное, идеальное и реальное, а затем уже однозначно решает – в конкретных условиях завтрашнего урока наиболее целесообразно поступать только так, и не иначе. Это разумный, выверенный, профессиональный подход к делу.
Выбор методов обучения для завтрашнего урока не может быть произвольным. Чтобы методы наиболее соответствовали целям и задачам обучения, возможностям учеников, учитель проанализирует их пригодность по всем важным условиям.
Вопросы и задания
-
Что такое метод обучения?
-
Какие составные части выделяются в структуре метода?
-
Раскройте сущность классификаций методов.
-
Какие общие функции выполняют все методы обучения?
-
Раскройте содержание метода рассказа.
-
В чем сущность беседы?
-
Раскройте методы работы с книгой.
-
Как организовать собственные наблюдения учеников?
-
В чем сущность демонстрации?
-
Чем отличается от демонстрации иллюстрация?
-
Как организовать работу с диафильмом?
-
Раскройте сущность видеометода.
-
Когда и зачем применяются упражнения?
-
Что такое лабораторный метод?
-
В чем особенности практического метода?
-
Когда и с какой целью применяются познавательные игры?
-
Как организовать дидактическую игру на уроке?
-
Как организовать самостоятельную работу на уроке?
-
Какие «опоры» используются при самостоятельных работах учеников?
-
От каких причин зависит выбор методов?
Литература
1.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.- 192с.
2.Светловская Н.И. Методика внеклассного чтения : Кн. для учителя.– 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1991.-206 с.
3.Современная дидактика: теория – практике/Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: Педагогика, 1994.-187 с.
4.Учителю о педагогической технике/[Ю. И. Турчанинова, В. А. Кан-Калик, В. П. Чихаев и др.];Под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Педагогика, 1987.-154с.
5.Харитонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках природоведения// Нач. шк. – 1998. - №4.
6. Шоган В. В. Технологии личностно ориентированного урока : Учеб.--метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. –160 с.
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Литература
- Тема 3. Анализ современных дидактических концепций
- Тема 4. Целостность учебно-воспитательного процесса
- Аспекты целостности педагогического процесса
- Назначение и структура деятельности учителя
- Деятельность учащихся в процессе обучения
- Литература
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Методы обучения
- Методы обучения по источникам знаний
- Методы обучения
- Тема 7. Современные модели организации обучения План:
- Тема 8. Классификация средств обучения
- Тема 9. Инновационные процессы в образовании
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 10. Авторские школы
- 2. Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде).
- Концептуальная основа
- 3. Модель «Русская школа».
- 4. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский).
- 5. Школа-парк (м.А.Балабан)
- 6. Агрошкола а.А. Католикова
- 7. Школа Завтрашнего Дня (д. Ховард)
- Литература