Лекция 2. Система целей преподавания информатики.
ПЛАН:
Общие цели обучения.
Цели развития, воспитания. Практическая цель школьного курса информатики.
Цели обучения в общей дидактике рассматриваются в единстве развития, образования и воспитания. Информатика выделяет ещё и практический аспект.
Общие образовательные цели обучения информатике определяются с учётом особенностей информатики как науки, её роли и места в системе наук, в жизни современного общества. При формулировке данных целей необходимо учитывать особенности рассматриваемой темы, делая акцент на знания и умения, которые должны получить ребята за период изучения.
Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
Сформировать на уроке новое понятие
Обеспечить усвоение учащимися ...
Обучить новому способу действий
Устранить пробелы в знаниях
Обобщить и систематизировать знания о ...
Отработать навыки ...
Закрепить способы действий...
Сформировать у учащихся представления о ...
Обучить выполнению задания по образцу
Научить делать выводы ...
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
Цели развития в основном сводятся к формированию двух взаимодополняющих стилей мышления: логико-алгоритмического и системно-комбинаторного, а также развитие познавательных умений, развитие умений учебного труда.
Логико-алгоритмическое мышление проявляется в умении: строить логические утверждения о свойствах данных и запросы к поисковым системам; мыслить индуктивно и дедуктивно при анализе своих затруднений в работе с ЭВМ; формализовать свои намерения вплоть до записи на некотором алгоритмическом языке. Последнее умение останется актуальным, по крайней мере до тех пор, пока нетривиальный логический вывод станет выполняться на ЭВМ.
Признаки системно-комбинаторного мышления таковы: видение предметов и явлений в целостности, взаимосвязях; умение строить несколько взаимодополняющих точек зрения на один и тот же объект; умение комбинировать понятийные и орудийные средства из различных дисциплин при построении моделей. Так, например, с точки зрения алгебры функция есть соответствие, с точки зрения геометрии – кривая, с точки зрения информатики – алгоритм вычисления результата по заданному аргументу.
Развивающие цели определяют развитие у школьника умения и склонности к рефлексии, буквально – к наблюдению за собственным мышлением, в нашем случае – в связи с компьютерной деятельностью: “что я хотел – что сделал – что получилось и почему”. Компьютер овеществляет, делает наглядными намерения и позволяет обдумывать их реализацию.
Практическая цель школьного курса информатики - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т. е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы. Это означает, что школьный курс информатики должен не только знакомить с основными понятиями информатики, которые, безусловно, развивают ум и обогащают внутренний мир ученика, но и быть практически ориентированным – обучать школьника работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий.
Что касается целей воспитания. При преподавании информатики в целом можно сказать, что эти цели связаны с формированием черт и качеств личности, необходимых для эффективного и безопасного для себя и других использования ЭВМ, а также тех, формированию которых способствует именно компьютер. Можно говорить о воспитании таких качеств:
1) эмоционально-положительная направленность на практическую деятельность как основной способ решения реальных проблем, отношение к практике как к критерию истины;
2) объективное отношение к данным компьютерных вычислений;
3) бережное отношение, как к технике, так и к информации, своей и чужой;
4) этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
5) стремление к самоутверждению через освоение ЭВМ и созидательную деятельность с ее помощью этого сложнейшего продукта цивилизаций;
6) личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;
7) личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
8) потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач бригадным методом;
9) скромность, забота о пользователе продуктов своего труда.
- Лекция 1. Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний.
- Лекция 2. Система целей преподавания информатики.
- Лекция 3. Система целей преподавания информатики.
- Лекция 4. Контроль и оценка знаний и умений по информатике.
- Лекция 5. Контроль и оценка знаний и умений по информатике.
- Лекция 6. Методы обучения информатике.
- Метод программированного обучения
- Метод проектов.
- Лекция 7. Методы обучения информатике.
- Объяснительно – иллюстративный метод обучения.
- Репродуктивный метод обучения
- Методы устного изложения знаний учителем
- Методы закрепления изучаемого материала
- Лекция 8. Типы уроков информатики.
- Требования к современному уроку.
- Урок сообщения новых знаний
- Урок формирования практических умений и навыков
- Лекция 9. Типы уроков информатики.
- Контрольно – проверочные уроки
- Структура урока проверки знаний:
- Комбинированный урок
- Нетрадиционные уроки информатики
- Лекция 10. Внеклассная работа по информатике.
- Сущность внеклассной работы её функции.
- Содержание внеклассной работы.
- Формы и средства внеклассной работы
- Особенности организации внеклассной работа по информатике
- Лекция 11. Самостоятельная работа по информатике.
- Примеры использования самостоятельной работы на практике
- Лекция 12. Занимательность на уроках информатики.