Требования к современному уроку.
Общие требования можно сформулировать так:
- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
- осуществлять всестороннее развитие, развивать общие и специальные особенности;
- формировать самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- формировать положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Все требования можно поделить на четыре группы:
Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, её запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке. Рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы при решении возникшей проблемы. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путём тесной связи теории с практикой. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе познавательной деятельности.
Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психологическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические требования.
Температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 - 60%;
Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
Освещение;
Предупреждение утомления и переутомления;
Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
Своевременное и качественное проведение физкультминуток;
Соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
Соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока.
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания на уроке:
- до 7 мин. урока – внимание рассеянное. Требует определённых усилий со стороны учителя на его концентрацию;
- 8-23 мин. урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;
- 24-30 мин. урока – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требует снижение напряжения работы, расслабление внимания;
- 31-45 мин. урока – концентрация внимания в связи с поставленной целью.
Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке:
Получение информации 40% учебного времени: постановка учебной задачи перед учащимися; изложение новых знаний или самостоятельная работа по их приобретению.
Освоение информации 40%: закрепление навыков и умений на практике; применение навыков и умений на практике.
Контроль информации 5-10%: проверка их усвоения.
Коррекция процесса рассогласования с информацией 10-15%.
Наряду с требованиями современная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.
Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе.
Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме. Помимо указанных выше факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работы учителя и конкретные условия работы в данном классе. Каждый урок отличается от других уроков своими особенностями, даже если они проводятся по одному и тому же предмету в параллельных классах. На уроке всегда можно увидеть специфический «педагогический почерк» учителя.
Мастерство учителя на уроке заключается, главным образом, в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших методик и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Структурные элементы учебного занятия
Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
- Лекция 1. Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний.
- Лекция 2. Система целей преподавания информатики.
- Лекция 3. Система целей преподавания информатики.
- Лекция 4. Контроль и оценка знаний и умений по информатике.
- Лекция 5. Контроль и оценка знаний и умений по информатике.
- Лекция 6. Методы обучения информатике.
- Метод программированного обучения
- Метод проектов.
- Лекция 7. Методы обучения информатике.
- Объяснительно – иллюстративный метод обучения.
- Репродуктивный метод обучения
- Методы устного изложения знаний учителем
- Методы закрепления изучаемого материала
- Лекция 8. Типы уроков информатики.
- Требования к современному уроку.
- Урок сообщения новых знаний
- Урок формирования практических умений и навыков
- Лекция 9. Типы уроков информатики.
- Контрольно – проверочные уроки
- Структура урока проверки знаний:
- Комбинированный урок
- Нетрадиционные уроки информатики
- Лекция 10. Внеклассная работа по информатике.
- Сущность внеклассной работы её функции.
- Содержание внеклассной работы.
- Формы и средства внеклассной работы
- Особенности организации внеклассной работа по информатике
- Лекция 11. Самостоятельная работа по информатике.
- Примеры использования самостоятельной работы на практике
- Лекция 12. Занимательность на уроках информатики.