Урок формирования практических умений и навыков
Цель - закрепление, у учащихся, практических умений, формирование у них определенных навыков, в том числе умений и навыков организации познавательной деятельности и культуры учебного труда.
Данные уроки направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения и выработки практических умений и навыков.
Главное состоит в том, чтобы правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, устными и практическими упражнениями, а также организацией самостоятельной учебной работы.
Для реализации данного типа урока используются различные формы. Рассмотрим некоторые их них.
Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе. Нужно подготовить учащихся к работе за машиной, чтобы потом время не тратить зря (ряд заданий и вопросов на примере алгоритма, сначала составь, а затем набирай, иначе не успеешь).
На уроках информатики семинары могут проводиться в двух формах: для подготовки к дальнейшим практическим работам; для тем не имеющих практической ценности, т.е. процент получения знаний больше, чем процент умений где всё будет применяться (или нет возможности практически отработать тему, на пример Интернет), в виде выступления с докладами.
Цель уроков-семинаров: состоит в том, чтобы активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и, таким образом, побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.
Семинары проводятся в старших классах обычно после изучения основных разделов программы. Использование этой формы организации обучения позволяет провести теоретические обобщения изученного материала, научить учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, готовит школьников к участию в общественной жизни и продолжению образования.
План проведения семинарского занятия составляется учителем заблаговременно (в случае второй формы) и корректируется в ходе обсуждения его с учащимися. В соответствии с принятым планом устанавливается программа подготовки к семинару каждого учащегося и класса в целом, распределяются задания, рекомендуется для изучения литература (обязательная для всех). Темы сообщений, рефератов и докладов учащихся на семинаре ставятся преимущественно в проблемной форме. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.
Семинарское занятие начинается обычно с краткого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного семинара, выдвигаются проблемы для обсуждения. Семинарские занятия рассчитаны на проявление школьниками высокой активности и самостоятельности, которые обеспечиваются тщательной их подготовкой и хорошо продуманным проведением. Иногда бывает целесообразно предварительно не распределять темы рефератов, сообщений или докладов, поручая готовиться каждому ученику по всему плану проведения семинарского занятия и быть готовым к выступлению по собственной инициативе или по вызову преподавателя. Такая методика подготовки к семинару оправдывает себя в тех случаях, когда в плане его нет особенно сложных вопросов, требующих более глубокого изучения отдельными учащимися. Иногда, кроме основных докладчиков, готовятся и их оппоненты, участие которых в обсуждении вопросов активизирует проведение семинара. В процессе занятия необходимо вызывать дискуссию, не обходя острые и злободневные проблемы. В конце занятия учитель подводит его итоги, по возможности связывая их с конкретными задачами обучения.
Лабораторная работа является эффективной формой отработки практических умений и навыков.
Цель организовать учащихся к применению знаний на практике.
Включает следующие приемы: а) постановку целей лабораторных занятий; б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения; в) подведение итогов работы.
При проведении лабораторных занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.
К моменту проведения лабораторной работы разрабатывается руководство (технологическая карта) по ее выполнению. В нем формулируется тема и цели работы. Руководство, как правило, состоит из двух частей. Первая «помощник», вторая практическая. В первой части желательно дать необходимый теоретический материал. Его необходимо сопроводить образцами решения типовых задач, составления алгоритмов.
Первая часть может быть и иной. Теоретический материал отсутствует, содержится только полный алгоритм выполнения действий для реализации второй части. Так, в лабораторной работе по изучению вопросов создания баз данных первая часть должна содержать алгоритмы создания структуры баз данных и ее наполнения, просмотра, выполнения редактирования. Работа выполняется под руководством учителя. Он отвечает на возникающие вопросы и анализирует действия школьников.
Вторая часть руководства включает шаги-задания, порядок выполнения которых подробно описан. Эта часть содержит одинаковые или разные для всех учеников заданий и используется при первоначальном знакомстве с ПС. В ней целесообразно предусмотреть дополнительные задания творческого характера.
Завершается лабораторная работа составлением отчета. Требования к отчету должны быть хорошо известны учащимся.
Индивидуальный практикум - более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами. Учащиеся получают индивидуальные задания учителя для протяжённой самостоятельной работы (в течение одного – двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдаётся для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером, а когда поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
Характерные черты: разнотипность заданий по уровню и сложности; большая самостоятельность; большая опора на учебники, справочный материал; более сложные вопросы к учителю.
Чаще всего уроки данного типа проводятся по стандартной схеме, примерная структура следующая:
1.Постановка цели урока. |
2.Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. |
3.Проведение проверочных упражнений. |
4.Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. |
5.Упражнения на их освоение. |
6.Упражнения на их закрепление. |
7.Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции. |
8.Упражнения на перенос в сходную ситуацию. |
9.Упражнения творческого характера. |
10.Итог урока. |
11.Задание на дом. |
- Лекция 1. Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний.
- Лекция 2. Система целей преподавания информатики.
- Лекция 3. Система целей преподавания информатики.
- Лекция 4. Контроль и оценка знаний и умений по информатике.
- Лекция 5. Контроль и оценка знаний и умений по информатике.
- Лекция 6. Методы обучения информатике.
- Метод программированного обучения
- Метод проектов.
- Лекция 7. Методы обучения информатике.
- Объяснительно – иллюстративный метод обучения.
- Репродуктивный метод обучения
- Методы устного изложения знаний учителем
- Методы закрепления изучаемого материала
- Лекция 8. Типы уроков информатики.
- Требования к современному уроку.
- Урок сообщения новых знаний
- Урок формирования практических умений и навыков
- Лекция 9. Типы уроков информатики.
- Контрольно – проверочные уроки
- Структура урока проверки знаний:
- Комбинированный урок
- Нетрадиционные уроки информатики
- Лекция 10. Внеклассная работа по информатике.
- Сущность внеклассной работы её функции.
- Содержание внеклассной работы.
- Формы и средства внеклассной работы
- Особенности организации внеклассной работа по информатике
- Лекция 11. Самостоятельная работа по информатике.
- Примеры использования самостоятельной работы на практике
- Лекция 12. Занимательность на уроках информатики.