logo
Теория и методика преподавания иностранного язы

24.10.11. Компетенции из примерной программы по иностранному языку.

Речевая компетенция

Языковая компетенция

Социокультурная компетенция – знание названий стран изучаемого языка, имена литературных героев, сюжеты популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора – стихи, песни, знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.

К омпенсаторная компетенция

Учебно-познавательная компетенция средняя школа

Примерное содержание речи (темы, которые изучаются в начальной школе)

- Знакомство (С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений) Имя, возраст. Приветствие, прощание.

- Я и моя семья. Рассказ про членов семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения. Мой день, распорядок дня, домашние обязанности. Покупки в магазине (обувь, одежда, продукты питания). Любимая еда. Семейные праздники (день рождения, новый год, рождество).

- Мир моих увлечений (хобби). Виды спорта и спортивные игры, мои любимые сказки. Выходной день (зоопарки, цирки). Каникулы.

- Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия с друзьями. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное – имя, возраст, цвет, размер, характер и что умеет делать.

- Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.

- Мир вокруг меня. Мой дом, квартира, комната. Название комнат в квартире. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года и погода.

- Страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведенья, названия стран, городов. Литературные персонажи популярных книг. Небольшие произведения детского фольклора. Некоторые формы речевого этикета в разных ситуациях общения.

Причины переиздания учебников (по ФГОС)

- Обновление тем и содержания лексики.

- В учебниках должны присутствовать упражнения дифференцированного характера.

- Требования разных форм организации деятельности – индивидуальная, парная, групповая, проектная деятельность.

- Подготовка к тестированию необходима в учебнике.

31.10.11. Первый год обучения иностранному языку

С этого года запретили преподавание английского языка с первого класса. На первом году обучения коммуникативно-речевое развитие учащихся происходит опосредовано устным опережением. Это устное начало позволяет продвигаться быстрее, что создает более высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Уже к сороковому уроку УМК Верещагиной для 1 класса дети воспроизводят структуры I have got, she has got, you have got и т.д. в трех формах – утвердительной, вопросительной, отрицательной, без знания основ грамматики и графического образа букв. Это устное опережение отодвигает чтение и письмо на более позднее время, что создает у детей дополнительную мотивацию.

Обучение видам речевой деятельности на начальном этапе

Обучение аудированию

Звукозапись на начальном этапе играет важную роль. Весь УМК Верещагиной построен на работе со звукозаписью, даже в первом классе. У младшего школьника хорошо развита способность к имитации и звукозапись дает им образец для подражания. Звукозапись формирует не только произношение, но и интонацию, Необходимо обучать детей самостоятельной работе со звукозаписью, поскольку это позволяет заниматься индивидуально, в своем темпе. Одному ученику нужно прослушать 1-2 раза, а другому 4-5 раз. Первый месяц работы по английскому языку посвящаем обучению учащихся правильному пользованию звукозаписью. С освоением звукозаписи учащиеся могут сознательно двигаться вперед, забегать, могут прослушать новый материал – песни, стихи.

В ЕГЭ обязательны задания по аудированию. Следовательно, уже с самого первого года обучения целесообразно развивать навыки аудирования. Самый трудный раздел ЕГЭ – аудирование.

Аудирование в начальной школе помогает развивать навыки в основной и полной школе.

Аудирование реализует воспитательные, образовательные и развивающие цели. Развивается слуховая память, важная для возможности осуществления звукобуквенного анализа не только в иностранном, но и родном языке. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка, его грамматической структуры.

Обучение на первом году обучения идет по следующей схеме: Прослушивание аудиозаписи, повтор аудиозаписи, второе прослушивание, ответы на вопросы к аудиозаписи, выход на устную речь.

Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче будет усвоить письмо. Основа говорения – это динамические стереотипы. Они возникают благодаря многократному слуховому восприятию. В результате применения средств языка говорение осуществляется автоматизировано. Аудирование связано с чтением. Именно аудирование способствует формированию навыка безпереводного чтения. Аудирование связано с письмом. Наиболее простая форма обучения аудированию с помощью письма- это слуховой диктант связного текста. Диктант читается по одной фразе, повторение фраз не допускается, если фраза слишком длинная, повторяется только вторая часть. Другой вид работы – изложение понятого после одного прослушивания.

Алгоритм выполнения задания по аудированию: сначала учитель «снимает трудности», затем дает установку на работу с текстом (сообщает задание), осуществляет первое прослушивание, проверяет как поняли из установки на первое прослушивание, дает установку на второе прослушивание, предлагает прослушать второй раз, проверяет как поняли, исходя из установки на второе прослушивание.

Обучение чтению

Задача учителя на первом этапе обучения чтению – научить школьников пользоваться графической системой изучаемого языка при самостоятельном озвучивании текста и таким образом обеспечить им возможность усваивать материал через зрительное восприятие, создавая в памяти учащихся зрительный комплекс в виде слов и других единиц, зрительно воспринимаемого печатного материала.

Сначала учащийся знакомится с буквами английского алфавита, называет букву и звук, которая она передает.

Знакомство с буквами и цифрами идет по карточкам. Name the letter, name the sound.

Идет знакомство с буквами, звуками с однозначным соотношением. P – B, N – M и так далее. И лишь потом происходит знакомство с гласными и согласными, в которых нет прямого соотношения. Самый трудный случай – буквосочетание.

Минимальная единица обучения чтению в начальной школе – это слово, которое позволяет овладевать техникой чтения. Либо по правилам чтения, либо путем запоминания образа слова.