logo
Теория и методика преподавания иностранного язы

Содержание обучения письму.

На начальном и среднем этапе обучения в школе, формирование письменной речи не рассматривается в качестве целей обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности, используется лишь на старшем завершающем этапе. Рассмотрим поэтапно составляющие содержания обучению письму.

I этап Обучение графике. Чтобы человек научился писать на иностранном языке, он, прежде всего должен научиться писать буквы, знать их конфигурации. Здесь, обучение письму тесным образом связано с обучением чтению. Установление графемно - фонемных соответствий на данном этапе идёт одновременно. В современных учебных программах определено, что учащиеся должны овладеть полу печатным шрифтом.

Почему не надо учить прописям сегодня?

Обучение письму и чтению на начальном этапе должно основываться на единой графической системе. Введение прописного шрифта разрушает данное единство, поскольку ребёнок не соотносит букву с тем, что видит в печатном тексте, ребёнок получает трудность.

  1. Не все дети понимают, что это буква Gg.

  2. Ученику сложно запомнить, что этот «крючок» - буква G.

  3. Он должен помнить что она даёт два звука

  4. Что на письме нужно избежать путаницы с буквой J, которая тоже даёт этот звук.

В школах, где английский язык является родным, знакомство с прописным шрифтом, начинается во 2 – 3 классе. Дл того, чтобы не препятствовать графемно - фонемных соответствий и осуществлять положительный перенос с обучения чтения, на обучение письму. С прописными буквами, англо говорящих детей, всё же знакомят. Какое – то время, они ими пишут, а затем вновь переходят на полу печатный шрифт. Даже в университетах профессорский состав предпочитает работать с полу печатным шрифтом. При выполнении международных экзаменов, ЕГЭ заполнении анкет, использование печатного шрифта является обязательным требованием. В последнее время, за рубежом появилась особая мода – это все буквы делать заглавными.

Чему учить на начальном этапе?

  1. Учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки называть их и различать

  2. Учить писать буквы правильно с учётом свойственной им конфигурации

  3. Учить правильно соединять буквы в словах. У каждой буквы и цифры есть допустимая ширина, высота, особенности соединения с другими буквами. И всё это – графика.

Определение возможных сложностей:

Здесь, мы будем говорить об интерференции двух уровней.

1 интерференция – межъязыковая интерференция. Схожие по написанию буквы родного и иностранного языков, могут путаться.

2 интерференция – внутриязыковая интерференция. Когда буквы, имеющие сходные элементы в рамках одного языка представляют значительную трудность b, d, t, f, l, q,g. 1,7,4. Немаловажную роль играют и соединения букв. Например, в английском языке буквы никогда не соединяются на письме, а буквы r,w,v,o имеют только верхние соединения.

Последовательность обучения графике.

  1. Учитель знакомит учеников с буквой, называет её, говорит, какие она передаёт звуки, называет, знакомы слова, где есть данная буква или просит учеников подобрать слова с данной буквой.

  2. Ученики знакомятся с написанием буквы. Учитель медленно пишет букву на доске, затем использует учебное пособие. На учебном пособии должны быть стрелки, точки цифры, обозначающие направление руки. К сожалению, навык – это устойчивая вещь. Лучше научить правильно.

  3. Ученики пишут заглавные строчные буквы обводя по контуру, а потом уже свободно.

14.05.12. Обучение письму (продолжение)

Виды упражнений при обучению графике:

I

1)Определить, какие буквы можно перепутать в родном и иностранном языке и почему.

2)Определить какие буквы пишутся одинаково в родном и иностранном языках и какие звуки они передают.

3) Определить каких букв нет в родном языке.

4) Какие буквы имеют схожие элементы (например k и к).

II

Написать буквы под диктовку: строчную и прописную буквы, только строчную или только прописную. Писать первую букву называемых слов (суть данного упражнения заключается в умении услышать первый звук, соотнести его с буквой и записать эту букву и здесь ученик идет реверсивным путем – от звука к букве). Это упражнение является хорошей психологической подготовкой к формированию навыков орфографии.

III

Узнать буквы, написанные в воздухе указкой. При выполнении этого упражнения учитель должен следить за тем, чтобы пишущий не нарушал последовательности написания буквы.

IV

Закончить написание буквы, начатое учителем. Нужно выбирать те элементы, которые могут быть частью нескольких букв, что заставит учащихся обратить внимание на схожие буквы.

V

Контрольное списывание букв и слов с доски. Учителю нужно обратить внимание, чтобы слово списывались не по буквам, а целиком.

VI

Самодиктанты. Ученики списывают слова с доски или ученика и сами себя проверяют.

Формы контроля при обучению графике:

Контроль графики не всегда является самостоятельным элементом урока. Выполнение предлагаемых упражнений предполагает контроль и коррекцию навыка, однако можно использовать и контрольный диктант для целенаправленной проверки сфомированности навыков. В этом случае содержание диктанта может полностью совпадать с заданиями во втором упражнении.