27.02.12. Обучение говорению на начальном этапе.
Говорение (экспрессивная речь) – это многогранный процесс, позволяющий осуществлять устное вербальное общение. Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. При говорении на английском языке учащемуся нужно отобрать хранящиеся в памяти слова (осуществить анализ) и включить их в речевое целое (осуществить синтез). Таким образом осуществляется аналитико-синтетическая часть говорения. Для того чтобы сохранить слова в памяти, важно их обогащать ассоциативными связями. Эти связи могут быть парадигматическими и синтагматическими.
Парадигматическая связь предполагает ассоциации в результате сопоставления слов по различным признакам: по одинаковости произношения и различию в написании; по близости значения; по противоположности значения.
Синтагматическая связь – это сочетание слова с другими словами.
Говорению на начальной ступени принадлежит очень большая роль. Говорение выступает в форме монологического (связного) высказывания и в форме диалогического высказывания (беседы). Для монологической речи характерно полнота и развернутость. Это может быть описание, повествование, рассуждение.
Диалогическая речь характеризуется использованием разговорных клише (speech pattern), а также эллиптических предложений (понятных носителям языка).
При рассмотрении монологической речи отмечают такую ее характеристику как информативность. Особенность начального этапа – монологические высказывания не несут никакой новой информации. Ученики говорят о прописных истинах. Необходимо стремиться избегать прописных истин и стремиться выражать личное отношение учащихся.
Цели обучения говорению на начальном этапе:
В программе по английскому языку для начальной школы следующим образом формулируются цели обучения говорению. В области диалогической речи:
- участие в диалоге, в ситуации повседневного общения.
- участие в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора.
- диалог этикетного характера.
- диалог-расспрос.
- диалог – побуждение к действию (умение обратиться с просьбой).
2-3 реплики с каждой стороны.
В области монологической речи:
- умение составлять небольшие монологические высказывания (рассказ о себе, о своем друге, своей семье, описание предмета или картинки и другое).
Объем – 5-6 фраз, правильно оформленных в языковом отношении.
Содержание обучения говорению.
Лингвистический компонент – языковой и речевой материал, дающий учащимся возможность вступать в общение в рамках тематики, указанной в программе и учебных ситуаций. В первую очередь учащиеся усваивают речевые образцы, а также разговорные клише.
Психологический компонент – овладение навыками и умениями экспрессивной речи. Это овладение связано с осуществлением ряда операций:
- Репродукция. Предполагает имитацию услышанного от учителя или в звукозаписи. Может быть полной или частичной. На начальном этапе репродукция занимает очень большое место, поскольку через это операцию отрабатываются произносительные навыки. Частичная репродукция по-другому называется «подстановка». Упражнение: дается структура This is a blue pen. Далее учитель меняет карандаши по цветам и называет каждый раз.
Подстановка может осуществляться не только на уровне слова, но и словосочетания. Упражнение: The box is on the desk. Учитель ставить коробку на стол. Далее меняет положение коробки.
- Трансформация. I live is Moscow. Sasha lives in Moscow. Операция трансформации нужна для овладения грамматической стороной высказываний.
- Расширение. Игра в «снежный шар». Операция расширения способствует информативности высказывания.
- Комбинирование. Одна фраза из одной темы используется для разных комбинаций.
Методологический компонент – это формирование у учащихся приемов овладения говорением. При обучении говорению особую важность приобретают опоры разного характера – слуховые, зрительные, вербальные и невербальные, по содержанию и по форме. Необходимо учиться учащихся самим создавать опоры, например выбор предмета, о котором хочет рассказать.
Технология обучения говорению
Говорение может выступать как средство обучения, способствовать формированию произносительных, грамматических и лексических навыков.
В методике обучения говорению принято различать подготовленную и неподготовленную речь, репродуктивную и продуктивную, монологическую и диалогическую. На начальном этапе большое внимание уделяется подготовленной речи.
Подготовленная речь – это подготовленные по содержанию и форме высказывания учащихся, направленные на решение коммуникативной задачи, с помощью усвоенных ранее речевых единиц.
Неподготовленная речь – это высказывания без предварительной подготовки во времени, в которых используется усвоенный языковой материал, как в новых, так и в ранее встречавшихся комбинациях.
Репродуктивная речь – не несет речевого творчества. Для нее характерно отсутствие самостоятельности в выборе языкового оформления, например заученные сообщения.
Продуктивная речь – характеризуется речетворчеством и самостоятельностью в выборе языкового оформления за счет автоматизированного осуществления операций.
Обучение диалогической форме общения
Единицами обучения диалогической речи могут быть диалогические единства, которые могут быть разными по структуре:
- вопрос-ответ. Do you live near London?
- вопрос-вопрос. Is it your pen? - Why do you ask me?
- утверждение-вопрос. I won`t go to the park. Why?
- утверждение-утверждение.
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает «стимулирующие реплики», а учащийся учится реагировать на них. Необходимо обучать развертыванию реагирующей реплики в короткое высказывание.
Игра «Пинг-понг». Обучает быстрому реагированию на стимулирующие вопросы. Игра должна проводиться в быстром темпе для автоматизации навыка.
Игра «Угадай». Полезное упражнение – задание типа «Listen. Read. Act (Role play)».
Стимулирование диалогической речи печатным текстом.
Стимуляция диалогической речи вербальной заданной ситуацией.
Просмотр видео-фильмов. Организация беседы по просмотру.
Задание: конспект урока по формированию навыка диалогической речи.
Роль и место говорения на начальном этапе (устно).
Разработать критерии оценки учащихся на 5-балльной шкале.
Контроль и оценка умений говорения
Говорение оценивается в устных формах контроля. Текущий контроль оценивает навыки устной речи, оценка выставляется: за подготовленные дома монологи и диалоги, за неподготовленные монологи и диалоги в классе.
Итоговый контроль в области говорения. Он подразумевает контроль монологических и диалогических умений, поэтому у стола экзаменаторов находятся двое экзаменуемых, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают поставленную диалогом задачу взаимодействия на иностранном языке.
Для итогового контроля необходимо заранее определить тематику и формат.
Обучение данному виду речевой деятельности должно строится с учетом требований итогового контроля.
Формы контроля в современных экзаменах:
Первая часть – это экзаменатор задает вопросы общего характера с целью успокоить экзаменуемого.
Вторая часть. Монологическое высказывание каждого из экзаменуемых с наличием содержательных опор. Например, выбрать фотографию из нескольких предложенных и рассказать, как если бы вы ее сделали, почему, когда и как.
Третья часть. Контроль умений речевого взаимодействия партнером, а также степени сформированности социокультурной компетенции.
Критерии оценки: наивысший балл получают те, кто демонстрируют готовность к совместному решению проблем, толерантность, умение идти на компромисс, умение передавать и запрашивать информацию максимально возможными способами, грамотно аргументировать свою позицию. Использовать разные стратегии в дискуссии.
Наименьший балл – неадекватная реакция на реплики партнера, демонстрация ограниченного репертуара речевых форм, неумение вовлечь партнера в общение, несоблюдение равенства позиций, навязывание точки зрения.
09.04.12.
Формирование навыков монологической речи.
На начальном этапе монологическая форма общения предполагает умение описать предмет, лицо, явление сделать сообщение по теме, рассказать о прослушанном, прочитанном и т д. Единицами обучения монологическому высказыванию могут быть: предложения, сверхфразовые единства и связный текст. Пример простого монологического высказывания в начале обучения ин языку.Here is a tiger? It is orange and black. It’s in the zoo. It likes to eat meat. I’ve got a toy tiger at home. I love it.
В условиях изучения ин. языка в школе можно говорить о разных уровнях сформированности навыка монологической речи.
- 17.10.11 Особенности обучения английскому языку на начальном этапе с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей
- 24.10.11. Компетенции из примерной программы по иностранному языку.
- 7.11.11. Требования, выдвигаемые к текстам для обучения чтению на начальном этапе:
- Обучение говорению
- Обучение письму
- 14.11.11 Аспекты обучения иностранным языкам (фонетика, грамматика, лексика, орфография)
- 26.12.11. Формирование грамматических навыков речи.
- 27.02.12. Обучение говорению на начальном этапе.
- 1 Уровень – репродуктивный (на воспроизведение)
- 2 Уровень – репродуктивно – продуктивный.
- Содержание обучения письму.
- Обучение орфографии
- Обучение написанию различных письменных текстов.
- 18.06.12. Принципы обучения ин.Яз.