logo
ESTETIChESKOE_VOSPITANIE_SREDSTVAMI_ISKUSSTVA

I Эстетическое воспитание в системе образования

В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус.

Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства (1-й -- 6-й классы), пения и музыки (1-й -- 7-й классы), во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами.

Формирование эсте-тической культуры -- это процесс целенаправленного развития спо-собности личности к полноценному восприятию и правильному пони-манию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат-ривает выработку системы художественных представлений, взгля-дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо-роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирова-ние у воспитанников эстетического отношения к действительно-сти позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен-ных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспи-тать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен-ной самодеятельности; в организации производительного и об-щественно полезного труда, в формировании повседневных от-ношений и поведения.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель-ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси-вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар-мония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи-моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан-никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив-ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа-гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет-ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо-го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красо-ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занима-ются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе в квартире.