2.2 Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание в шко-ле начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз-накомлению ребят с различными видами искусства, при-учению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играют пример и художественная подго-товка самого учителя. Ему необходимо обладать умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, вла-деть навыками музыкального и изобразительного искус-ства. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.
Для воспитания художественных восприятий у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных про-изведений, прослушивания музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, на-правленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучива-ние наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников.
Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремление к восприятию продолжается и в последующих классах, на более высоком уровне.
Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов -весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более разви-тым чувством переживания прекрасного.
Очень важно в старших классах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литерату-ре, музыке и изобразительном искусстве.
В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художест-венный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и ма-жор в музыке и др. В последние годы в школьной практике с целью раз-вития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего отноше-ния к изучаемому художественному произведению. В старших классах практикуется написа-ние сочинений, устное и письменное рецензирование про-изведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
В связи с важностью эстетического воспитания и раз-вития у учащихся художественных представлений, поня-тий и суждений большое значение имеет работа по осмы-слению ими той связи, которая существует между раз-личными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необхо-димо использовать произведения музыки и изобрази-тельного искусства.
Исключительно острой и слаборешаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать художественные поделки, примитивное ремесленничество от подлинного искусства. Это особенно относится к музы-ке и изобразительному искусству, когда зачастую уча-щиеся увлекаются какофонией, отсутствием гармонии и бездумным модернизмом и недооценивают классику.
Заключение
Эстетическое воспитание - важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) - без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой - цель педагогического процесса.
На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.
Учебно-воспитательные программы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.
Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.
Литература
1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: А.П.О., 1995. - 72 с.
2. Кульчинская Н.Л., Кульчинская А.А. Игры в музее// Человечек, 2003 №1.
3. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. -- М.: Педагогика, 1981. - 400 с.
4. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. -- М.: Педагогика. 1979. - 416 с.
5. Педагогиа. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
6. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве-дений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
7. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.
8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС. 2002. - 176 с.
9. Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке// Дошкольное воспитание. - 1998 № 3 - с. 94-99
10. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству// Дошкольное воспитание. - 1998 № 3 - с. 23-27
11. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. - 1998 № 4 - с. 16-22
12. Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 1630 с.
Приложение 1. Эстетическое воспитание в игровой форме (По материалам Н.Л. Кульчинской, А.А. Кульчинской)
- Эстетическое воспитание средствами искусства
- I Эстетическое воспитание в системе образования
- II. Эстетическое воспитание средствами искусства
- 2.1. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.2 Эстетическое воспитание школьников
- Виноград
- На что похоже?
- Вглядись и расскажи
- Вещи, природа и люди
- Общность живого и неживого
- Лоскутки и колокольчики
- Ожившая скульптура
- Скульптор и глина
- Найди знакомых героев
- Найди картину по деталям
- Рамка с натюрмортом
- Вспомнить все