Приложение 1 Памятка для педагогов.
“Первичное визитирование семей будущих воспитанников”
Цель: осуществить диагностику реальных затруднений родителей в организации воспитательного процесса в домашних условиях и их участия в образовательном процессе ДОУ.
Задача: проанализировать отношения взрослых и ребенка в семье.
При посещении семьи, во время беседы с родителями помните правила:
-
следует убедиться, что родители хотят, чтобы вы к ним пришли,
-
не следует приходить без предупреждения,
-
необходимо выбрать удобный день как для родителей так и для себя,
-
важно приходить в назначенный день и час, не заставлять людей ждать и менять семейные планы,
-
не нужно говорить с родителями назидательно, уместны лишь советы, предложения и пожелания,
-
с разрешения родителей можно сделать фотографии ребенка, его семьи в домашних условиях,
-
следует сохранять конфиденциальность в общении с любой информацией, которую сообщают родители.
Идя к своим будущим воспитанникам, необходимо взять:
памятку “ Я иду в детский сад”,
анкету “ Что нужно знать о ребенке, чтобы помочь ему в период адаптации к детскому саду”
анкету “Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?”(для родителей)
Примерный план проведения беседы:
-
Причины определения ребенка в ДОУ и родительские ожидания, вероятность их реализации и осознание ими того, от кого это зависит.
-
Выяснение вопроса, от кого зависит благополучие ребенка в ДОУ.
-
Обсуждение: чего опасаются родители и как они могут справиться со своей тревогой.
-
Выяснение возможностей родителей, их помощи ребенку в период адаптации.
-
Советы родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
В ходе беседы нужно пригласить родителей в д/сад для беседы с медицинским работником и заполнения анкеты(медицинской) на основании амбулаторной карты.
“Давайте познакомимся”
Встреча психолога с семьей.
(моменты на которые следует обратить внимание специалисту, чтобы сделать предположения об особенностях семейного воспитания)
-
Дают ли родители ребенку время осмотреться или сразу же пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера?
2. Заботятся родители о самочувствии ребенка, находясь в кабинете?
3. Доверяют ли родители ребенку?
4. Сильно ли опекают его?
5. Жестко ли контролируют?
6 . Поддерживают детскую инициативу или подавляют?
7. Рассказывая о ребенке, говорят “мы” вместо “он”? (Например: “ Мы умеем самостоятельно одеваться ”)
8. Доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются
контролировать ситуацию общения с ним?
-
9. Откровенны ли родители?
10. Насколько легко вступают в контакт со специалистом? Настроены ли
на сотрудничество?
11. Вступают ли родители в конкуренцию со специалистом?
-
Соглашаются со всем, что говорит специалист, или умеют отстаивать
свои интересы, свою точку зрения?
После непродолжительной беседы с родителями специалист переключается на общение с ребенком, наблюдая , как он адаптируется к новой ситуции. То, как ребенок ведет себя в кабинете специалиста, демострирует, в определенной мере, модель его типичного поведения при освоении нового пространства и установлении отношений с новыми для него людми. Как ребенок будет осваиваться в группе д/сада,устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми.
Поэтому, диагностируя развитие социальных навыков ребенка, можно сосредоточиться на наблюдении особенностей его поведения и реакций, понять его проблемы, а также типичные механизмы приспособления.
Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты:
-
Как он входит в кабинет: сам или его подталкивают в спину либо тянут за руку?
-
Как реагирует на незнакомого челоека и на новое помещение?
-
Проявляет ли активность, стремитсяли исследоать помещение?
О самостоятельности малыша можно судить по тому:
-
Удается ли ему занять себя?
-
Как он организует освоение нового пространства: может сосредоточиться на одном предмете или переходит от одного предмета к другому, ни на чем долго не задерживаясь?
-
Может ли в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия?
-
Насколько активно пользуется речью или предпочитает молчать?
-
Часто ли обращается за поддержкой к родителям?
Анализируя прстейшие навыки сотрудничества, важно обратить внимание на следующие:
-
Придерживается ли ребенок общих норм и правил?
-
Как реагирует на ограничения, замечания и поощрения взрослого, на изменение тона речи взрослого?
-
Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или превликая его внимание к чему-либо?
-
Обращается ли за помощью к взрослому?
-
Каков внешний вид малыша?
-
Что можно сказать о его эмоциональности?
Диагностика развития социальных навыков малыша предполагает обеспечение его эмоциональной безопасности, установление дверительных отношеий с ним и его родителями и только затем исследование развития социальных навыков и построение гипотез о степени их разития.
Детей, контакт с которыми удается установить только через родителей, скорей всего ожидает тяжелая адаптация.
По результатам беседы с родителями и наблюдением за поведением ребенка складывается прогноз его возможной адаптации и основанная на нем гипотеза о том, как лучше организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать малыша.
Прогноз возможной степени адаптации ребенка.
- Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу
- Приложение 1 Памятка для педагогов.
- 1.Легкая адаптация.
- 2.Адаптация средней тяжести.
- 3. Тяжелая адаптация.
- Очень тяжелая адаптация.
- Тест: “Какой вы родитель?”
- 11 Баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подверженно влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.