53. Сиситема биологического образования в современной школе. Федеральный базисный учебный план основного общего образования по биологии.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.
ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.
Федеральный компонент базисного учебного плана не предполагает изучение в начальной школе самостоятельного курса биологии. Сведения о живой природе включены в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир». В 5 классе основной школы предусмотрено обязательное преподавание предмета «Природоведение», на изучение которого отводится 70 часов в год (2 ч. в неделю). По решению образовательного учреждения интегрированный предмет «Природоведение» может изучаться и в течение двух лет (5-6 классы). В соответствии с рекомендациями к ФБУПу в 6 классе его преподавание может обеспечиваться за счет объединения часов, отводимых на изучение учебных предметов «География» (35 часов, 1 час в неделю) и «Биология» (35 часов, 1 час в неделю).
В рамках основного общего образования на изучение биологии отводится 245 часов (6 класс – 35 ч., 7 класс – 70 ч., 8 класс – 70 ч., 9 класс – 70 ч.).
По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени сократился на 35 часов (в 6 классе ) за счет перенесения их в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческого модуля в рамках учебного предмета «Биология».
На ступени среднего (полного) общего образования вводятся два уровня изучения биологии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение биологии отводится 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе), на профильном уровне – 210 часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах).
В старшей школе состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов, а также элективных курсов.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Биология не относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, так как в качестве такового представлен интегрированный курс «Естествознание».
Профильные общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Например, «Биология» является профильным курсом в естественнонаучном профиле.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные курсы по биологии могут дополнять и углублять содержание профильного курса; развивать содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; способствовать удовлетворению познавательных интересов в области биологии.
В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание».
Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.
Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях если:
три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия», «Биология») изучаются на базовом уровне;
один учебный предмет естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один – на базовом уровне;
все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучается на профильном уровне.
В базисном учебном плане в старшей школе предусмотрено профильное обучение. Таким образом возможны разные варианты изучения биологии в разных профилях:
1. В профилях, где биология не является профилирующим предметом (физико-математический, социально-экономический, филологический, информационно-технологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный) могут быть следующие варианты:
а) самостоятельный курс биологии не представлен, а изучается интегрированный курс “Естествознание” ( по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах);
б) представлен самостоятельный курс биологии наряду с курсами физики и химии, на изучение которого отводится по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.
2. В некоторых профилях (физико-химическом и универсальном) предусмотрено изучение самостоятельного курса биологии ( по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).
3. В профилях, где биология является профилирующим предметом (химико-биологический, биолого-географический, агро-технологический), на ее изучение отводится по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах.
24.Функциональное зонирование участка Деление участка на функциональные зонысовершенно необходимо при планировании вашего сада. К основным функциональным зонам относятся: въездная зона, спортивная зона, зона сада, огорода, зона отдыха, детская площадка, хозяйственная зона и другие. Функциональное зонирование – это разделение участка на отдельные части, несущие определенную функциональную нагрузку, а также осуществление взаимосвязи этих зон между собой. Следует выбирать вид и количество функциональных зон в зависимости от того, как вы собираетесь использовать свой сад: для отдыха, приема гостей, спорта, выращивания фруктов и овощей, игры детей на воздухе и т.д. Иногда эти зоны могут перекрываться, плавно перетекать из одной в другую или зрительно разделяться посадками, цветниками, дорожками, газонами, перголами. Дорожки и тропинки должны не «резать» сад на куски, а связывать его композицию в одно целое. Их делают прямыми, извилистыми, разной ширины, из разнообразных материалов. Рассмотрим основные функциональные зоны в саду – их размещение и необходимые элементы.Въездная, или вестибюльная, зона Это лицо вашего участка. Ее основные признаки – парадность и удобство. Если у сада имеется ограждение, то желательно, чтобы в этой зоне забор был прозрачным. В нем обычно предусматривают калитку для входа и ворота для въезда машин. В последнем случае необходима организация мощеной площадки, крытой или закрытой стоянки для автомобилей, иногда там же размещают гараж. От калитки к дому должна вести достаточно широкая дорожка (1-1,5м) с твердым мощением (кирпич, плитка, натуральный камень). Иногда за пределами забора со стороны улицы высаживают невысокую (1-1,2м) стриженую живую изгородь из местных кустарников (боярышник, пузыреплодник, барбарис, туя). Парадная зона должна обязательно быть украшена растениями. Если места совсем нет, тогда используют контейнерное озеленение вдоль дорожки или на ступенях крыльца. В контейнеры можно высаживать комнатные растения (пеларгония, фуксия), разнообразные однолетники, декоративные многолетники (бегонии,георгины), а также карликовые вечнозеленые кустарники (самшит, ель коническая,туи). Возможно использование подвесных кашпо, часто декорируются подоконники со стороны фасада. Если позволяет место, организуется палисадник с парадным цветником. Здесь уместныдекоративнолистные(краснолистные и желтолистные формы барбариса) и декоративноцветущие кустарники (розы, магонии, форзиции), невысокие хвойные с разной формой кроны и окраской хвои. Подойдут пышноцветущие однолетники и многолетники.Зонаотдыха, или репрезентативная зона В нее входят такие объекты, как терраса, беседка, патио (внутренний дворик), барбекю (мангальная площадка), обеденное место на воздухе, скамьи, водоем, альпийская горка, цветники,миксбордерыиз кустарников, газон и др. Обычно это территория, тесно связанная с домом, на которой семья отдыхает, проводит досуг, обедает, принимает гостей. Поэтому здесь важно удобство: эту зону размещают за домом, вдали от входа, предусматривается использование защитных кулис от посторонних взглядов соседей в виде живых изгородей, пергол, трельяжей, увитых вьющимися растениями, деревьев. Хорошо, если есть второй выход из дома на террасу или во внутренний дворик, там размещают садовую мебель, барбекю. Второе требование к зоне отдыха – это наличие видовых точек на красивые объекты. Центр композиции обычно занимает газон, который по периметру можно украсить водоемом, альпинарием, цветником, беседкой, «семейным» деревом, миксбордером из хвойных или декоративных кустарников.Зона сад-огород Далеко не все хотят заниматься посадками плодовых деревьев и кустарников, уходом за ними, разбивкой овощных грядок. Но даже если сад выполняет чисто декоративную функцию, грядка с зеленью и пряными травами не помешает. Основное требование к этой зоне – хорошая освещенность, то есть южная ориентация. При этом высокие деревья высаживают с северной стороны участка. Зону сада-огорода размещают в стороне от зоны отдыха (традиционный сад), особенно если там находится теплица. Другой вариант этой зоны – декоративный, когда модульный огород выступает в роли ландшафтного объекта и может иметь самую разнообразную форму грядок, – тогда его располагают недалеко от дома. Дорожки между грядками обязательно делаются с твердым мощением. Кроме овощей в модульном огороде выращивают однолетники, декоративные многолетники. Плодовые деревья и кустарники тоже можно вписать в общую декоративную композицию, разместив их свободно. Они также способны украсить участок, многие имеют пышное цветение весной, красивую форму кроны, эффектные плоды и листья. Кроме того, возможно использование плодовых деревьев и кустарников в виде шпалер, кордонов, изгородей, штамбов (смородина, крыжовник), лианами можно украсить беседки, решетки, перголы. Хозяйственная зона Ее всегда изолируют от дома и зоны отдыха. Включает в себя сарай, баню, иногда гараж и теплицу, туалет, душ, место для компостной кучи. Желательно предусмотреть возможность заезда на автотранспорте. Часто хозяйственную зону располагают рядом с огородом. К ней обязательно должны вести дорожки с покрытием для удобства использования. Для декорирования построек применяют вьющиеся растения или отделяют хозяйственную зону решетками, увитыми клематисами, розами,виноградом, лимонником, актинидией.Детская игровая площадка Лучше расположить ее вблизи дома, чтобы хорошо было видно из окон и можно было наблюдать за детьми. Площадка должна хорошо освещаться солнцем, быть защищена от сквозняков, иметь теневую часть со скамейкой для отдыха, чтобы при необходимости ребенок мог спрятаться от жары. Бассейн должен быть только плескательным, то есть очень мелким. Покрытие делают мягким – лучше всего газон или песок. Материалы, из которых изготавливаются горки, качели, песочницы, лесенки и т.д., должны быть экологичными, теплыми и нетравматичными – дерево, пластик, а не металл. Можно украсить детскую площадку небольшими цветниками из однолетников, а также разместить поблизости грядки или контейнеры с ремонтантной земляникой. Когда отпадет необходимость в детской площадке, ее легко переоборудовать в любой другой ландшафтный объект – цветник, водоем, альпинарий.Спортивная зона Создание спортивной площадки зависит от пристрастий хозяев, а также определяется общими размерами участка. Если участок большой, то делают площадку для игры в большой теннис, баскетбол или мини-футбол. Если размеры сада не позволяют, то можно ограничиться качелями, столом для настольного тенниса, баскетбольной корзиной с маленькой площадкой, турником. Иногда устанавливают летний бассейн. Около него размещают шезлонги для загорания и столики. Для спортивной площадки важна ориентация сторон света – солнце не должно слепить глаза одному из играющих в парных играх (нельзя ориентировать площадку четко на юг). Не рекомендуется располагать спортзону, а также бассейн около дома. В качестве покрытия используют спортивный газон, выдерживающий вытаптывание, песок или специальное покрытие для корта. Около бассейна может быть твердое покрытие. Другие зоны Выше перечислены наиболее часто используемые зоны, но могут быть и другие. Например, санитарно-защитная зона в виде высокой формованной (стриженой) или неформованной живой изгороди. Также может быть организована зона отдыха для престарелых родителей, предусматривающая удобные кресла, навес или беседку. Страстные цветоводы охотно организуют зону декоративных растений, где разместят коллекции роз, ирисов, лилейников,пионов, гладиолусов,лилий. А для любителей природы подойдет экологическая зона – кусочек леса, луга, овраг или пруд, ручей, которую можно дополнить удобными дорожками из натуральных материалов (коры, хвои, гравия). Для удобства там размещают деревянные скамьи для отдыха.
5.Механизмы размножения прокариот Размножение прокариот Бесполое (вегетативное) размножение прокариот происходит путем деления клеток, которое называется дроблением. У некоторых прокариот (актиномицеты) бесполое размножение происходит с помощью спор (конидий). При размножении бактерий в искусственных условиях (в ограниченном объеме питательной среды) в развитии культуры выделяется 4 периода, или фазы. 1 фаза – лаг-фаза. Численность бактерий увеличивается очень медленно (иногда даже снижается). Бактерии как бы осваивают новую среду.
2 фаза – фаза экспоненциального роста. Численность бактерий увеличивается лавинообразно, в геометрической прогрессии. 3 фаза – стационарная фаза. Численность бактерий стабилизируется. 4 фаза – фаза отмирания. Численность бактерий начинает уменьшаться и вскоре активных бактерий не остается. Наличие стационарной фазы и фазы отмирания связано с уменьшением концентрации питательных веществ и накоплением вредных продуктов обмена. У некоторых видов известен половой процесс (конъюгация). При конъюгации одна из клеток передает генетическую информацию другой клетке. При этом увеличения числа особей не происходит. Перенос генетической информации может происходить с помощью вирусов (трансдукция) или путем прямого переноса ДНК через мембрану (трансформация).
6.Исторические типы садов с использованием национальных композиционных приемов (нужно выбирать главное) искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства - в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика зелёного строительства включает помимо создания озеленённых участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий, посадку растений и уход за ними, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, площадками, скульптурой. Многообразные композиционные приёмы садово-паркового искусства можно свести к 2 основным принципам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному, имитирующему естественный ландшафт). Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов в Древнем Египте (особенно в период Нового царства) отличалась строгой регулярностью: главное здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его с входом на участок и являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на 2 равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы. В государствах Древнего Двуречья существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.), а иногда и центры города (например, афинскую агору). Уже в V в. до н. э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. С IV-III вв. до н. э. при жилых домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельно стоящая скульптура. В древнеримском садово-парковом искусстве большую роль играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники, излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки-перголы. Сады, окружённые колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитектурных форм. Типичны садики домов-перистилей (известны по раскопкам Помпеи и Геркуланума). В средние века регулярные сады арабских стран, Ирана, Средней Азии замыкались со всех сторон высокими стенами. Узкие каналы разделяли территорию на участки, где на прямоугольные или квадратные газоны высаживались контрастные по цвету растения. Создавались также различные по композиции плодовые ("бустан") и цветочные ("полистан") сады. На завоёванном арабами Иберийском полуострове в VIII-XII вв. сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике; ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, сетки дорожек, стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников, нарядно декорированные павильоны, киоски. Садово-парковое искусство мусульманских стран оказало влияние на планировку и оформление садов средневековой Индии. В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Идея вечной обновляемости природы в японских садах подчёркивалась прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, а также характером малых архитектурных форм, неразрывно связанных с естественной средой. Вода и камни, песок и мох, яркие цветочные акценты, миниатюрные композиции из карликовых деревьев - неотъемлемые компоненты японских садов. В средневековой Европе в садах выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники; изредка вкраплялись газоны с цветочными грядками. Подъём садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения. Были разработаны приёмы разбивки регулярного сада (итальянский архитектор Дж. Виньола, П. Л. Лигорио), в котором как бы развивались композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Ренессансные приёмы садово-паркового искусства получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре итальянских вилл барокко. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII в., воплотились в строго геометрической планировке регулярных ("французских") парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). Они разбивались на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец или замок, от которого тремя радиальными лучами расходились аллеи, открывавшие обширные видовые перспективы. Перед главным зданием располагались партеры, водоёмы или каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала): чёткие пространств, акценты вносила многочисленная скульптура. Идеи Ленотра оказали основополагающее воздействие на развитие европейского садово-паркового искусства XVII - первой половины XVIII вв. В середине XVIII в. в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки, в развитии которых важную роль сыграли философские идеи Просвещения, а также искусство Китая. Первоначально такие парки были созданы в Великобритании (архитектор Ч. Бриджмен и др.), затем во Франции (архитектор Р. Л. Жирарден) и других странах Европы. Основу композиции пейзажных парков составляли мотивы естественной природы; партеры перемежались лужайками, искусственные бассейны и каналы - озёрами и речками, строгие посадки - свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки - прихотливыми тропинками. В парках изобиловали "романтические" руины, а также постройки, имитировавшие сельское жилище. Первые сведения о русских садах относятся к XII в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В XVII в. в Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для которых была характерна связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции садово-паркового искусства XVII в. творчески развивались в петербургских дворцово-парковых ансамблях начала XVIII в. (архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.); этим паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки середины XVIII в. (архитекторы В. В. Растрелли и др.): в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Петергофе (ныне Петродворец), в Кусково и Архангельском. С конца XVIII в. получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, архитекторы В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Г. Гонзаго и др.), лучшие образцы которой - парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, парк в Кузьминках, а также украинские парки - Софиевка в Умани, Александрия в Белой Церкви, Тростянецкий парк в Черниговской области. С середины XIX в. в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки (в основном в пригородах). Первоначально в них господствовали приёмы свободной ("английской") планировки, но к концу XIX в. в садово-парковом искусстве всё чаще сочетались элементы регулярного и ландшафтного построения (мастера Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен, США). В целом садово-парковое искусство конца XIX - начала XX вв. переживало упадок (измельчение планировочных структур, вычурность цветочного оформления и малых форм архитектуры). Началось увлечение микрокомпозициями типа японского сада, патио, альпийской горки, чему способствовали достижения в области селекции растений и дендрологии. Некоторые мастера использовали в садово-парковом искусстве приёмы современного изобразительного искусства (испанец А. Гауди, бразилец Р. Бурле Маркс и др.). В XX в. появились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог - "линейные", исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом). Создаются большие городские парки для массового отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке), сохраняются или воссоздаются естественные ландшафты (например, в финском городе Лахти), восстанавливаются отработанные территории (парк Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащаются пластические возможности естественной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и т. д. В СССР и других социалистических странах основой садово-паркового искусства является общественное парковое строительство. Характерны парки культуры и отдыха (например, Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. Горького в Москве, 1935-41, архитектор А. В. Власов, парк в Катовице, ПНР, и др.), которые стали важной частью системы озеленения городов и других населённых пунктов. Они рассчитаны на разнообразные виды отдыха различных демографических групп населения. Композиционные приёмы таких парков основаны на функционального зонировании территории, выявлении пространственной специфики различных общественных сооружений, расположенных в этих парках (например, Зелёный театр в ЦПКиО имени М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческом поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине), а также аттракционов, читален, лекториев. Получают распространение типы парков различного функционального назначения - детские, спортивные, выставочные, зоологические, ботанические, парки при мемориальных сооружениях. Их облик соответствует назначению. Мемориальные парки отличаются торжественностью, монументальностью, детские - "сказочной" тематикой оформления, уменьшенными масштабами, ботанические - особой декоративностью. В парках, создаваемых на базе лесных массивов (Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский парк в Москве), раскрываются эстетические возможности лесной среды, в которую необходимые элементы благоустройства включаются так, чтобы не нарушить сложившуюся экологическую закономерность и вместе с тем придать ей максимальную художественную выразительность. В городах, особенно расположенных в степной или полупустынной зоне, парки в сочетании с водными бассейнами заметно способствуют улучшению окружающей среды (парк имени 20-летия ВЛКСМ в Караганде, парки в Душанбе, Ташкенте, Навои и др.). Парки Закавказья иногда располагаются на крутых склонах, в узких горных долинах и каньонах, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк имени С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси). В этих парках устраиваются сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60-80-х гг. в связи с размахом гидротехнического строительства и осушительных работ многие новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естественных и искусственных морей, а также водохранилищ ("Острова юности" в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-Приморский парк имени В. И. Ленина в Ленинграде). Некоторые парки создаются на рекультивируемых землях, на отработанных карьерах заводов (Московский парк Победы в Ленинграде), на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (Александровский парк в Орджоникидзе, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве в Эстонии). Для современных парков характерны свободные пейзажные и регулярные пространств, построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие регулярно распланированные зоны. Среди крупных советских паркостроителей - В. И. Долганов, Л. А. Ильин, В. Д. Кирхоглани, Е. И. Катонин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов, Н. Н. Степанов.
|
- 51. Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. (не весь вопрос)
- 53. Сиситема биологического образования в современной школе. Федеральный базисный учебный план основного общего образования по биологии.
- 8.Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация
- В-11. Общая характеристика одноклеточных. Особенности организации
- 61. Контроль знаний учащихся по биологии: требования, формы, значение.
- 25. Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла (2 источника информции)
- 43. Организация пришкольного участка в современных условиях.
- 13.Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.
- 14. Гипотезы и теории происхождения жизни
- 15.Стадии проектирования в ландш. Дизайне
- 17.Экосистемы и биогеоценозы
- 17. Экосистемы и биогеоценозы
- 21. Ландшафт. Виды и элементы ландшафта
- 12.Современное садовое искусство
- 12.Современное садовое искусство
- 23.Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании. (не весь)
- 16.Государственный образовательный стандарт по биологии. Основные требования к обязательному минимуму содержания биологического образования.
- 1.Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии.
- 7. Учебные планы для среднего (полного) общего образования по биологии: базисное и профильное обучение