logo
ответы на билеты (2)

16.Государственный образовательный стандарт по биологии. Основные требования к обязательному минимуму содержания биологического образования.

Государственный стандарт общего среднего образования по биологии

Функции государственного образовательного стандарта.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (ссылка на файл Стандарт).

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

-равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

-единства образовательного пространства в Российской Федерации;

-защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

-преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

-социальной защищенности обучающихся;

-социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

-прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

-основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

-разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

-объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

-объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

-определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

-установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

-установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 178-02)), а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Согласно ФБУП, "Естествознание" относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Стандарт по естествознанию включает:

цели изучения естествознания;

обязательный минимум содержания основных образовательных программ по естествознанию;

требования к уровню подготовки выпускников по естествознанию.

Структура целей изучения естествознания, как и других учебных предметов, отражает необходимость всестороннего развития личности и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие, воспитание и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). При этом все представленные цели равноценны по значимости.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум по естествознанию представлен в виде набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы среднего (полного) общего образования по естествознанию. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Такой способ представления обязательного минимума обеспечивает вариативность подхода к изучению учебного материала, расширяет возможности разноуровневого обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и целями изучения естествознания.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения естествознания учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов по естествознанию для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования.