16.Государственный образовательный стандарт по биологии. Основные требования к обязательному минимуму содержания биологического образования.
Государственный стандарт общего среднего образования по биологии
Функции государственного образовательного стандарта.
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (ссылка на файл Стандарт).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
-равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
-единства образовательного пространства в Российской Федерации;
-защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
-преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
-социальной защищенности обучающихся;
-социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
-прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
-основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
-разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
-объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
-объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
-определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
-установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
-установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 178-02)), а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.
Согласно ФБУП, "Естествознание" относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.
Стандарт по естествознанию включает:
цели изучения естествознания;
обязательный минимум содержания основных образовательных программ по естествознанию;
требования к уровню подготовки выпускников по естествознанию.
Структура целей изучения естествознания, как и других учебных предметов, отражает необходимость всестороннего развития личности и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие, воспитание и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). При этом все представленные цели равноценны по значимости.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум по естествознанию представлен в виде набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы среднего (полного) общего образования по естествознанию. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной темы в рамках учебной программы.
В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Такой способ представления обязательного минимума обеспечивает вариативность подхода к изучению учебного материала, расширяет возможности разноуровневого обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и целями изучения естествознания.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения естествознания учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов по естествознанию для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
- 51. Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. (не весь вопрос)
- 53. Сиситема биологического образования в современной школе. Федеральный базисный учебный план основного общего образования по биологии.
- 8.Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация
- В-11. Общая характеристика одноклеточных. Особенности организации
- 61. Контроль знаний учащихся по биологии: требования, формы, значение.
- 25. Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла (2 источника информции)
- 43. Организация пришкольного участка в современных условиях.
- 13.Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.
- 14. Гипотезы и теории происхождения жизни
- 15.Стадии проектирования в ландш. Дизайне
- 17.Экосистемы и биогеоценозы
- 17. Экосистемы и биогеоценозы
- 21. Ландшафт. Виды и элементы ландшафта
- 12.Современное садовое искусство
- 12.Современное садовое искусство
- 23.Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании. (не весь)
- 16.Государственный образовательный стандарт по биологии. Основные требования к обязательному минимуму содержания биологического образования.
- 1.Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии.
- 7. Учебные планы для среднего (полного) общего образования по биологии: базисное и профильное обучение