52. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.
Одной из ведущих тенденций современного общества является информатизация образования. В требованиях к современному специалисту обращается внимание на владение компьютером педагогов различных предметов как элементом культуры, средством получения, передачи, обработки и хранения информации. Все чаще высказывается точка зрения, что информатизация образования это связь всех его структурных компонентов содержания, форм организации методов и средств обучения, подготовки и воспитания педагогических кадров, единства социально-экономических, психолого-дидактических, материально-технических условий с информационной культурой общества.
Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.
Внедрение компьютеров перспективно, так как:
повышает эффективность проведения урока;
организует режим индивидуального опроса;
усиливает интерес учащихся к уроку.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, который:
- дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта;
-быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
-вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
-усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это помогает психологически комфортно чувствовать себя любому ребенку. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемой темы.
Интернет – мощный инструмент, который стал важной составляющей различных образовательных областей:
расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета),
предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, дает возможности для профессионального роста, открывает новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала, позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо всё время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет мне, как учителю, не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приёмы, методы, новшества, который каждый открывает для себя ежедневным кропотливым трудом.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
- 51. Газоны. Составы и особенности использования в различных ситуациях.
- 52. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
- 53. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организм.
- 54. Садовый участок. Принципы решения садового участка.
- 55. Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, её функции.
- 56. Клеточный цикл и деление клеток – митоз и мейоз.
- 57. Разработка основных зон территориального участка.
- 58. Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.
- 59. Биоценозы. Структура сообществ. Видовое разнообразие
- 60. Подбор малых сооружений на участке.
- 61. Планирование и учет результатов учебно-воспитательной работы. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
- 63. Конструирование и мелиорация парковых почв.
- 64. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологов.
- 65. Мутуалистические связи в сообществах.
- 66. Основные цветоводства открытого грунта.
- 67. Методика обучения биологии как науки. Предмет и задачи методики обучения биологии.
- 68. Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Образование энергии при фотофизических и фотохимических процессах фотосинтеза.
- 69. Интродуцированные растения в саду.
- 70. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
- 71.Особенности структуры и метаболизма растений по сравнению с животными.
- 72. Комнатные растения и зимние сады.
- 74.Биосфера как глобальная экосистема.
- 75.Вода в ландшафте.