72. Комнатные растения и зимние сады.
ко́мнатные расте́ния растения, выращиваемые как декоративные в комнатных условиях. Традиция украшать жилище живыми растениями возникла очень давно. В странах с выраженной сменой времён года в зимнее время сначала выращивали лекарственные растения, постепенно на смену им пришли растения с красивыми листьями и цветками. Когда люди получили возможность путешествовать в различные страны, из тропических лесов, пустынь и субтропиков они стали привозить на родину растения, обладающие оригинальными формами, декоративными листьями и цветками. В богатых домах начали строить оранжереи, зимние сады для разведения экзотических растений. В них выращивали финиковые и кокосовые пальмы, кофейные деревья, фуксии, кактусы и др. Эта традиция сохранилась. При умелом подборе и правильном уходе комнатные цветы придают интерьеру нарядность и своеобразие. Живые растения смягчают микроклимат, создают в доме уют и благоприятно воздействуют на психику человека. Комнатное цветоводство это ещё и увлекательное хобби. Одни любители собирают коллекции редких растений, другие – растения определённого вида. Коллекционеры объединяются в клубы любителей кактусов, орхидей, узумбарских фиалок и т.д., устраивают выставки цветов, делятся опытом и посадочным материалом. В России ассортимент комнатных растений начал формироваться более 200 лет назад и насчитывает более 1000 видов. В зависимости от декоративных качеств, происхождения и возможности использования в интерьере комнатные растения условно делят на несколько групп. Декоративно-цветущие растения выращивают ради эффектного цветения, которое может продолжаться от недели до нескольких месяцев. Одни цветут весной и летом, другие зимой. Декоративные растения – основная группа комнатных растений, имеют красивую форму или пёструю окраску листьев; лианы используют для вертикального озеленения. Ампельные растения имеют длинные свисающие побеги, их выращивают в подвесных горшках, корзинах, вазах. Суккуленты – растения часто причудливой формы, очень декоративны. Древесные комнатные растения – красивоцветущие лиственные деревца и кустарнички. Луковичные растения в комнатной культуре используются реже. Комнатными цветами украшают жилые дома, служебные и производственные помещения, плавательные бассейны, кинотеатры, дома отдыха, школы, больницы. Этим занимаются цветоводы-дизайнеры, которых готовят специальные учебные заведения
| Декоративнолистные растения. Эти растения содержатся для украшения интерьера как служебных, так и жилых помещений. Выращиваются декоротивнолистные растения не ради ярких цветов, у этих растений наибольшую декоративную привлекательность имеет именно листва, которая сама может быть довольно ярко окрашена. Листья этих растений могут быть обычного зеленого цвета, а так же могут быть пестрыми, красными, желтыми, а у некоторых видов листья меняют цвет осенью. Здесь Вы найдете различные виды декоротивнолистных растений и основные правила по уходу за ними. |
| Цветущие растения. Эта группа является наиболее обширной и наиболее ценной для комнатного цветоводства. Многие цветущие растения образуют плоды – ягоды или фрукты после цветения. Цветут эти растения в самые различные периоды года, а некоторые виды цветут круглый год. Продолжительность цветения у каждого вида своя и колеблется от нескольких дней до нескольких месяцев. Среди огромного количества цветущих растений встречаются однолетние цветы, которые пропадают после первого цветения. Этот раздел полностью посвящен цветущим комнатным растениям. |
| Луковичные растения. Это очень популярные декоративные растения и имеют широкое распространение в оформлении клумб, цветников, парков, кроме этого луковичные растения дают восхитительный материал для срезки и незаменимы для букетов, особенно в весеннее время. Эти растения выделяют из всех цветочных, т. к. имеют особые требования к выращиванию и содержанию. В этой категории Вы найдете описание нескольких видов этих прекрасных растений. А также довольно интересную информацию об уходе за луковичными растениями, которая поможет избежать ошибок и разочарований. |
| Пальмы. В последнее время пальмы имеют очень широкое распространение в комнатном цветоводстве. Уже практически не возможно встретить дома, где не было хотя бы одной пальмы. Такую широкую популярность среди цветоводов пальмы получили благодаря своей выносливости и высокой декоративной привлекательности. Некоторые пальмы цветут, но выращиваются они не из-за цветения, а из-за красоты своих листьев, которые делятся по форме на перистолистные (листья напоминают перо птицы) и вееролистные (листья напоминают раскрытый веер). Здесь я расскажу о самых распространенных пальмах, которые можно выращивать в комнатных условиях. |
| Папоротники. Эти растения обладают изящными декоративно-привлекательными, перисто-рассечёнными листьями, которые называются вайи. Папоротники в основном происходят из тропических и субтропических стран, никогда не цветут, размножаются спорами, которые образуются в специальных органах – спорганиях. Семейство папоротников принадлежит к числу наиболее древних групп высших растений и включает в себя более 10 000 видов, однако в культуре насчитывается не более 200. Я расскажу о некоторых папоротниках, которые широко известны в комнатном цветоводстве. |
| Экзотические растения. Комнатные растения чудесно смотрятся в интерьере домов и квартир, оказывают положительное действие на самочувствие, освежают атмосферу, радуют глаз и успокаивают. Но порой хочется чего-то оригинального, необычного, редкого, того, чем можно было бы удивить гостей и гордиться. |
Сложно назвать точный период возникновения и строительства зимних садов и оранжерей. Известно, что уже в Древнем Риме атриумы домов украшали цветущими растениями в подвесных горшках, а для выращивания овощей и экзотических растений римляне строили теплицы, крытые слюдой и обогреваемые в зимний период теплом перегноя. В северных странах Европейского континента разведение теплолюбивых растений было невозможно в условиях открытого грунта. И уже в начале XVII века в английских загородных домах и усадьбах начали появляться первые прототипы оранжерей и зимних садов – стеклянные помещения, приспособленные для выращивания цитрусовых растений и содержания животных, привезенных из теплых климатических поясов. Разведение экзотических растений требовало специальных отопительных систем, получивших распространение в Европе уже в конце XVII века. Одна из таких систем представляла собой спиральные дымоходы, встроенные в кирпичные стены. Более простой способ отопления оранжереи или зимнего сада предполагал наличие в помещении больших напольных ям, в которые укладывался горячий уголь. Система водяного отопления теплиц и оранжерей была впервые разработана и реализована в начале XIX века в Голландии. А в 1802 году в Англии впервые было использовано воздушное отопление оранжереи – древесная кора. Уложенная в длинные желоба, она при гниении обогревала и увлажняла воздух в парниках, предназначенных для выращивания орхидей и других тропических растений. В дальнейшем многие из этих систем совершенствовались и приспосабливались для разведения теплолюбивых растений в домашних условиях. Стеклянные крыши для улавливания солнечных лучей появились в Англии в 1717 году и со временем превратились в такие сооружения, как «хрустальный» дворец Пакстона, возведенный в 1801 году. Стоит отметить, что зимние сады и оранжереи получили распространение не только в Западной Европе, но и в России. Уже в XVIII веке монахи Спасо-Преображенского Соловецкого, Валаамского и других северных монастырей разводили в каменных обогреваемых оранжереях экзотические растения, несмотря на суровый климат и короткий световой год. Достаточно известны оранжереи с зимними садами в русских усадьбах Кусково, Поречье, Павловск, Архангельское и др. В XIX веке начинает развиваться производство металлических конструкций, складывается экономически благоприятные условия для индустриальной возможности получения листового стекла в достаточном количестве. Эти факторы привели к появлению нового направления в архитектуре, где основными элементами стали металлоконструкции и стекло, как основной материал ограждающих конструкций, что явилось большим шагом в развитии зимних садов. В европейских городах появляются пассажи со стеклянными крышами – крупные торгово-деловые центры с магазинами, представительствами и зонами отдыха, включающими в себя зимние сады и цветники. Сооружаются оранжереи ботанических садов с большими многопролетными стеклянными галереями для субтропических и тропических растений. Примеры строительства таких пассажей можно найти и у нас. Это магазин ГУМ на Красной площади, построенный в конце XIX века и Петровский пассаж на улице Петровка, построенный в 1906 году по проекту архитектора Б.В.Фрейденберга. Конструкции для прозрачной стеклянной крыши были выполнены известным инженером В.Г.Шуховым. Однако заслугой новой архитектуры стало не только внедрение стекла и металла в нашу повседневную жизнь, но и соединение зимнего сада с внутренним пространством и получение органичного единого пространства, которое впервые нашло применение в Скандинавии. Такое объединение внутренней среды дома и зимнего сада использовалось в основном при проектировании индивидуальных жилых домов, но уже в конце XIX века зимние сады нашли свое место в жилых многоэтажных домах и общественных зданиях. Второе рождение Свое второе рождение зимние сады обрели в 80-е годы XX века. Они быстро завоевали популярность на Западе, и в настоящее время во многих странах Европы, Америке и Канаде зимние сады широко используются в строительстве при проектировании зданий, имеющих различное функциональное предназначение: жилые, общественные, индивидуальные, промышленные и др. Прямая связь зимнего сада с жилыми помещениями служит в наше время одним из определяющих функциональных признаков, когда мы говорим о зимних садах. Зимний сад – это буферная, промежуточная зона между окружающей средой, будь то сад, цветник или городская застройка, и жилым пространством, ограниченным четырехугольником стен. Так же можно сказать, что зимний сад – это одна из комнат дома или квартиры, но в то же время особая комната: полудом-полусад. И в этом состоит отличие зимнего сада от оранжереи, которая не является частью жилого пространства, а служит только для выращивания теплолюбивых растений. Зимние сады в России Зимние сады в России пользуются все большей популярностью. Уже мало кого удивишь приглашением пройти выпить кофе в собственный зимний сад, даже если разговор происходит не в загородном доме, а в городской квартире. Благодаря новым конструкциям и материалам, а также современным инженерным и техническим возможностям в области вентиляции, отопления и затенения каждый из нас может исполнить свою заветную мечту о зимнем саде, превратив в него террасу загородного дома или застекленный балкон своей квартиры. Эти чудесные сады являются сооружениями, которые доставляют их владельцам большую радость. Пристроенные к жилому дому остекленные конструкции позволяют создать не только и не столько идеальные условия для культивирования капризных растений, сколько расширить жизненные функции всего дома. Ведь их можно использовать и как спальню, и как столовую, и как рабочий кабинет, и как бильярдную, а это существенно повышает качество жизни. Если раньше строительство зимних садов в нашей стране считалось экстравагантным излишеством и дорогим удовольствием, которое могли себе позволить лишь очень богатые люди, то за последнее время многое изменилось, и на отечественном строительном рынке многие компании стали шире предоставлять услуги по строительству зимних садов, используя те или иные конструктивные системы и технологии. При этом в соответствии со вкусами и пожеланиями владельца возможны самые разнообразные варианты объемно-планировочных решений. В зимних садах особую роль играют конструкционные системы светопропускающих крыш и их трехмерное сочетание с боковым остеклением. Зимний сад должен быть красивым, прозрачным, легким и в то же время достаточно прочным и устойчивым к различным воздействиям, в том числе к механическим и атмосферным. Основными характеристиками любого зимнего сада должны являться безопасность конструкции, защищенность внутреннего пространства от охлаждения и от перегрева, жесткость и прочность каркаса, оптимальное светопропускание и высокая устойчивость к проявлениям экстремальных атмосферных явлений – ни ураганный ветер, ни обильный снегопад, ни ливневые дожди, ни испепеляющий зной не должны нарушить внутренней гармонии вашего оазиса. На российском рынке представлены несколько технологий и конструктивных систем зимних садов, которые прошли в наших условиях длительную апробацию. Принципиально системы подразделяются на три группы в зависимости от конструкционного материала:
из профилей ПВХ (пластиковые системы),
алюминия и
твердых пород дерева.
Следует иметь в виду, что современные системы часто являются комбинированными. Использование современных материалов и конструкций позволило снизить стоимость таких сооружений, но поставило перед потребителем проблему выбора: пластик или алюминий. Начальная цена за квадратный метр весьма условна и зависит от площади, которую нужно перекрывать. В соответствии с выбранным решением зимний сад можно оборудовать дверями любых размеров, конфигурации и систем открывания. Для остекления крыши сегодня используются два материала: стекло и поликарбонат. В случае если устанавливается стеклянная крыша, то дополнительно делается триплекс – два стекла соединяются друг с другом специальной пленкой, что позволяет стеклу быть более прочным, а в момент сильного удара не разбиваться на мелкие осколки. Для поликарбоната таких мер безопасности не требуется в связи с тем, что его упругость позволяет ему отталкивать предметы, которые могут упасть на крышу во время сильного ветра или урагана. Уклон остекленной кровельной части, как показала практика, должен составлять не менее 20 градусов — при меньшем уклоне затрудняется удаление с крыши дождевых стоков и снега; кроме того, при большей крутизне крыши больше становится и количество бесплатной солнечной энергии, получаемой свето- и теплолюбивыми растениями в зимнее время, когда солнце находится низко над линией горизонта. Каркас зимнего сада должен быть достаточно прочным для того, чтобы стабильно выдерживать вес остекления. К тому же он должен обладать хорошими теплоизоляционными свойствами и быть простым в обслуживании. Фотосинтез Фотосинтез, имеющий главное значение в схеме питания и роста растений, в значительной степени зависит от интенсивности и спектра освещения и его продолжительности. Слишком малая освещенность ведет к удлинению побегов, уменьшению площади листа, сокращению образования хлорофилла; преобладание сине-фиолетового излучения замедляет рост, а чрезмерное красное излучение его ускоряет. При оптимальном режиме фотосинтеза гарантируется правильное развитие растений. Для теневыносливых растений требуются уровни освещенности от 1000 до 5000 лк, для светолюбивых – от 10000 лк. Естественная освещенность в средней полосе в солнечный зимний день под открытым небом составляет 5000 – 6000 лк, в помещении – до 2000 лк, а при облачности – около 500 лк (в утренние и вечерние часы значительно темнее). Требуемые высокие уровни освещенности для экзотических растений не могут обеспечиваться обычными декоративными световыми приборами и требуют специального оборудования. Более того, такие уровни несовместимы с длительным пребыванием людей, поэтому для освещения сада должно быть выделено определенное время. Тропическое происхождение большинства комнатных и оранжерейных растений обусловливает их потребность в 12-16-часовом световом дне. Самые эффективные и популярные источники света для искусственного освещения растений – натриевые и металлогалогенные разрядные лампы. Натриевые лампы дают мощный свет в оранжевой и красной полосах спектра, который способствует росту растений и цветению; при использовании натриевых ламп цветение увеличивается на 20% и более. Некоторый дефицит синего излучения компенсируется естественным освещением, поступающим через окна или остекление оранжереи. Если растения располагаются в закрытых или сильно затененных помещениях практически без доступа естественного света, натриевые лампы должны использоваться в сочетании с металлогалогенными лампами (МГЛ), менее эффективными, но имеющими более высокое содержание синего излучения. Наилучший эффект достигается при совместном использовании этих двух типов ламп – одновременном или последовательном, поскольку обеспечивается баланс спектра во время полного цикла роста растений. Для обеспечения растений освещенностью около 10000 лк при размещении их на расстоянии 1 – 1,5 м от источника света рекомендуется установить столько ламп, чтобы удельная мощность составляла 70 – 90 Вт/кв.м. На практике экономичны и удобны лампы с зеркалированной колбой, которая позволяет рационально направить все излучение на растения, сделать осветительное устройство компактным, легким и удобным в обслуживании. Зимний сад – это красивый и сложный организм, в котором все взаимосвязано. Проектирование зимнего сада включает в себя множество параметров. Чтобы зимний сад нормально функционировал, следует обязательно принимать во внимание расположение зимнего сада, его форму, направление, уклон крыши, систему вентиляции и возможности затенения, которые являются решающими факторами для обеспечения возможности постоянного использования этого объекта. В связи с этим владельцу следует своевременно и основательно ознакомиться с тем, какие возможности использования дает зимний сад и какие требования следует предъявлять к нему. Из-за наличия обширных остекленных поверхностей микроклимат зимнего сада отличается от того, который характерен для обычного внутреннего помещения. Он зависит в первую очередь от температуры и влажности воздуха внутри остекленного объема. Кроме того, важную роль играет состояние воздуха в окружающем наружном пространстве. Это объясняется как воздействием внешних климатических условий, так и физическими свойствами самой конструкции. С одной стороны, постоянные изменения температуры и влажности наружного воздуха, происходящие как в течение одного дня (суточные колебания), так и на протяжении всего года (сезонные), заставляют ее работать в достаточно экстремальной ситуации. С другой стороны, гладкая поверхность холодного стекла реагирует на повышенную влажность не так, как, например, обычная оштукатуренная стена: пористая штукатурка до известных пределов способна впитывать и удерживать в себе невидимые глазу водяные пары; стеклянный лист, напротив, собирает их прямо на своей поверхности в крупные капли росы. Поэтому граничащие с зимним садом внутренние помещения дома в той или иной степени подвергаются определенному влиянию такого соседства, которое при отсутствии грамотно устроенного отопления, вентиляции и защиты от излишнего солнечного воздействия может быть весьма негативным. Влажность Для хорошего самочувствия важен показатель относительной влажности, напрямую связанный с температурой: дело в том, что под влиянием даже незначительных изменений температуры происходит постоянное движение и столкновение между собой различных объемов воздуха как внутри, так и снаружи помещения; на границе соприкосновения более теплых масс с более холодными происходит конденсация паров содержащейся в них атмосферной влаги. На холодных поверхностях остекления и несущих профилей показатель влажности может достигать 100%, т.е. происходит выпадение росы, о чем говорилось выше. В случае недостаточной герметизации двойного остекления конденсат атмосферной влаги может скапливаться и между внутренними поверхностями листов стекла, создавая невыигрышный для внешнего вида эффект «запотевания». Система отопления, которая должна поддерживать температуру в заданном диапазоне, какой бы они ни была, всегда имеет поддержку в виде солнечной энергии, беспрепятственно проникающей в помещение благодаря большой остекленной поверхности, однако такая поддержка сама по себе не в состоянии обеспечить требуемую температуру в холодное время года – в этом случае отопление помещения может производиться различными способами. Среди них: подключение к центральной системе отопления дома; автономное электрическое отопление; подогреваемый пол; отопление нагретым в кондиционере свежим воздухом и др. На практике встречаются также удачные комбинации этих систем. Классический вариант конструкции зимнего сада – трехфасадный объем, одной стороной примыкающий к основному зданию. Часто встречаются и другие варианты. Например, в районах старой и тесной застройки, характерной для центра некоторых городов, из-за недостатка площади порой невозможно вынести зимний сад за периметр здания. В этом случае он может быть и двухфасадным, устроенным по углу дома. Такой способ размещения из-за лаконичности и выразительности иногда применяется и при наличии достаточной свободной площади. Независимо от того, является ли в плане зимний сад небольшим выступом по отношению к фасадной стене, или равен ей по протяженности, эффект единения внутреннего и внешнего пространства присутствует в каждом случае, хотя и в разной степени. Этим объясняется большое количество зимних садов, устроенных в самых различных местах – на лоджиях и под ними, на мансардах по фронтону и по коньку крыши, в эркерах и над гаражами: при удачном профессиональном исполнении это переливающееся стеклянным блеском сооружение прекрасно смотрится в самом неожиданном соседстве. Большую роль в формировании архитектурного облика зимнего сада играет его этажность.
Двухэтажный объем не просто выводит эффект расширения пространства на более высокий в любом смысле уровень, но зачастую превосходит по выразительности основное здание, сохраняя в этом союзе формальное положение младшего партнера и общую стилевую направленность. Фактически в ряде случаев он становится архитектурной доминантой. Важно правильно выбрать также типы, размеры, количество и размещение оконных и дверных блоков. Обратите внимание: вы определяете месторасположение дверей и окон не только в вертикальных фасадных плоскостях, но и в горизонтальной, то есть в плане. 73.Элективные курсы. Место в образовательном процессе.
Элективные курсы (курсы по выбору), обязательные для старшеклассников, играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов [1].
Среди элективных курсов можно выделить предметные, межпредметные (интегративные), а также курсы, не входящие в базисный учебный план[9]. Задача предметных курсов - углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы; межпредметных - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, посвящены психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам и позволяют дать представление школьникам о более широком спектре возможных направлений приложения своих сил в будущем.
Существенным моментом в организации профильного обучения является реализация элективных курсов. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой (школьный компонент).
Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе краткосрочен, но его объем по часам (max 72 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (max 35 часов).
Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.
Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и в 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.
Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой. Элективные курсы выполняют три основных функции:
1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;
2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к Основным мотивам выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:
подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
любопытство;
поддержка изучения базовых курсов;
профессиональная ориентация;
интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:
индивидуальность,
доступность,
преемственность,
результативность.
Примеры целей курсов по выбору:
развитие любознательности как основы познавательной активности;
развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
формирование творческого воображения;
развитие ключевых компетенций.
- 51. Газоны. Составы и особенности использования в различных ситуациях.
- 52. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
- 53. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организм.
- 54. Садовый участок. Принципы решения садового участка.
- 55. Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, её функции.
- 56. Клеточный цикл и деление клеток – митоз и мейоз.
- 57. Разработка основных зон территориального участка.
- 58. Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.
- 59. Биоценозы. Структура сообществ. Видовое разнообразие
- 60. Подбор малых сооружений на участке.
- 61. Планирование и учет результатов учебно-воспитательной работы. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
- 63. Конструирование и мелиорация парковых почв.
- 64. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологов.
- 65. Мутуалистические связи в сообществах.
- 66. Основные цветоводства открытого грунта.
- 67. Методика обучения биологии как науки. Предмет и задачи методики обучения биологии.
- 68. Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Образование энергии при фотофизических и фотохимических процессах фотосинтеза.
- 69. Интродуцированные растения в саду.
- 70. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
- 71.Особенности структуры и метаболизма растений по сравнению с животными.
- 72. Комнатные растения и зимние сады.
- 74.Биосфера как глобальная экосистема.
- 75.Вода в ландшафте.