64. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологов.
Цель изучения дисциплины
- вооружение студентов теоретическими основами и практическими умениями обучения, воспитания и развития школьников при изучении живой природы;
- подготовка к развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе раскрытия исторически сложных взаимоотношений природы и общества, окружающей среды и отдельного человека;
- формирование убежденности во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся, в необходимости творческой самоотдачи при общении с детьми.
Место дисциплины в учебном процессе
Курс «Теория и методика обучения биологии» является составной частью общепрофессиональных дисциплин и изучается студентами биологических специальностей педагогических вузов очной формы обучения в 6 и 7 семестрах, а заочной – на установочной сессии и в 6 семестре. По итогам шестого семестра при очном обучении учебным планом предусмотрен зачёт, а по итогам седьмого – экзамен. При заочной форме обучения студенты сдают экзамен во время учебной сессии (6 семестр). По окончании летней сессии 6 семестра студенты и очной, и заочной формы обучения проходят полевую практику. При очной форме обучения – в объёме 47 ч. на подгруппу, а при заочной – 28 ч. на подгруппу. В 8 и 9 семестрах студенты очной формы обучения проходят педагогическую практику, студенты заочного – в 7 семестре.
Перечень знаний, умений, навыков, приобретаемых студентами при изучении дисциплины
Изучение дисциплины ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:
-учебно-воспитательную;
-социально-педагогическую;
-культурно-просветительную;
-научно-методическую;
-организационно-управленческую.
Требования к уровню освоения дисциплины
В ходе изучения дисциплины студент
должен знать:
- специфику методики формирования и развития отдельных биологических понятий (эволюционные, экологические, морфологические, физиологические, цитологические и др.);
- дидактические принципы, положенные в основу содержания и структуру предмета биологии;
- особенности содержания и структуры курсов: «Природоведение», «Естествознание» (5 кл.) и «Биология» (6-9; 10-11 кл.);
- современные формы, методы и средства обучения биологии;
- особенности развития духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе раскрытия исторически сложных взаимоотношений природы и общества, окружающей среды и отдельного человека;
- методику формирования убежденности во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся;
- психолого-педагогические особенности общения с детьми разного возраста на уроках и во внеклассной работе по биологии;
- государственный образовательный стандарт (ГОС) биоло-гического образования;
- современные тенденции биологического образования: гуманизация, гуманитаризация, вариативность, отражение регионального и национального аспектов;
- современные педагогические технологии в биологическом образовании: развивающее обучение, модульное обучение, дальтон-обучение, система методов В.Ф. Шаталова, проектная технология и др.;
-межпредметные и внутрипредметные связи как условие эффективного обучения биологии;
- особенности воспитания учащихся в процессе обучения биологии;
- систему умений, развивающихся при изучении биологии;
- средства наглядности в обучении биологии (натуральные, изобразительные, технические);
- место кабинета биологии и его компонентов как базы обучения и воспитания, особенности его организации, оборудования;
- особенности преподавания биологии в школах работающей молодежи, профессиональных училищах;
- историю развития отечественной методики преподавания биологии.
должен уметь:
- использовать в процессе преподавания биологии все многообразие форм, методов и методических приемов обучения и воспитания;
- анализировать программы и школьные учебники по биологии (методический аппарат, содержание, структура).
- использовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии;
- стимулировать интерес к изучению биологии через содержание, формы и методы, приемы обучения, наглядные средства обучения (НСО), отношение учителя и др.;
- использовать различные средства наглядности на уроках, создавать самодельные наглядные пособия и включать их в учебно-воспитательный процесс;
- применять методы обучения для закрепления, повторения и проверки знаний учащихся;
- организовать самостоятельную работу учащихся на уроках , в уголке живой природы в школе и дома с учетом дифференцированного подхода и индивидуализации обучения;
- организовать работу школьников с учебником и ученической тетрадью на уроке и дома;
- использовать в своей работе инновационные виды уроков: семинары, конференции, ролевые игры, дискуссии, дебаты и др.;
- провести урок и экскурсию на учебно-опытном участке или в уголке живой природы;
- провести анализ и самоанализ урока;
- использовать разные формы и виды внеклассной работы по биологии для расширения и углубления знаний учащихся по биологии, активизации познавательного интереса к предмету, воспитания любви к природе;
- организовать различную деятельность школьников (познавательную, исследовательскую) на пришкольном учебно-опытном участке и в уголке живой природы;
- внедрять в профессиональную педагогическую деятельность инновационные педагогические технологии, новые ТСО и учебно-методические материалы;
- прогнозировать будущую педагогическую деятельность и общение с коллегами и учениками.
должен владеть навыками:
- проектирования урока с учетом особенностей содержания материала, материальной базы и учащихся класса
- подбора заданий для самостоятельной работы учащихся на уроке и после урока;
- проведения текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями учебной программы;
- проведения тематических внеурочных мероприятий для активизации познавательного интереса школьников
- 51. Газоны. Составы и особенности использования в различных ситуациях.
- 52. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
- 53. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организм.
- 54. Садовый участок. Принципы решения садового участка.
- 55. Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, её функции.
- 56. Клеточный цикл и деление клеток – митоз и мейоз.
- 57. Разработка основных зон территориального участка.
- 58. Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.
- 59. Биоценозы. Структура сообществ. Видовое разнообразие
- 60. Подбор малых сооружений на участке.
- 61. Планирование и учет результатов учебно-воспитательной работы. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
- 63. Конструирование и мелиорация парковых почв.
- 64. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологов.
- 65. Мутуалистические связи в сообществах.
- 66. Основные цветоводства открытого грунта.
- 67. Методика обучения биологии как науки. Предмет и задачи методики обучения биологии.
- 68. Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Образование энергии при фотофизических и фотохимических процессах фотосинтеза.
- 69. Интродуцированные растения в саду.
- 70. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
- 71.Особенности структуры и метаболизма растений по сравнению с животными.
- 72. Комнатные растения и зимние сады.
- 74.Биосфера как глобальная экосистема.
- 75.Вода в ландшафте.