logo
госы (1)

64. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологов.

Цель изучения дисциплины

- вооружение студентов теоретическими основами и практическими умениями обучения, воспитания и развития школьников при изучении живой природы;

- подготовка к развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе раскрытия исторически сложных взаимоотношений природы и общества, окружающей среды и отдельного человека;

- формирование убежденности во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся, в необходимости творческой самоотдачи при общении с детьми.

Место дисциплины в учебном процессе

Курс «Теория и методика обучения биологии» является составной частью общепрофессиональных дисциплин и изучается студентами биологических специальностей педагогических вузов очной формы обучения в 6 и 7 семестрах, а заочной – на установочной сессии и в 6 семестре. По итогам шестого семестра при очном обучении учебным планом предусмотрен зачёт, а по итогам седьмого – экзамен. При заочной форме обучения студенты сдают экзамен во время учебной сессии (6 семестр). По окончании летней сессии 6 семестра студенты и очной, и заочной формы обучения проходят полевую практику. При очной форме обучения – в объёме 47 ч. на подгруппу, а при заочной – 28 ч. на подгруппу. В 8 и 9 семестрах студенты очной формы обучения проходят педагогическую практику, студенты заочного – в 7 семестре.

Перечень знаний, умений, навыков, приобретаемых студентами при изучении дисциплины

Изучение дисциплины ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

-учебно-воспитательную;

-социально-педагогическую;

-культурно-просветительную;

-научно-методическую;

-организационно-управленческую.

Требования к уровню освоения дисциплины

В ходе изучения дисциплины студент

должен знать:

- специфику методики формирования и развития отдельных биологических понятий (эволюционные, экологические, морфологические, физиологические, цитологические и др.);

- дидактические принципы, положенные в основу содержания и структуру предмета биологии;

- особенности содержания и структуры курсов: «Природоведение», «Естествознание» (5 кл.) и «Биология» (6-9; 10-11 кл.);

- современные формы, методы и средства обучения биологии;

- особенности развития духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе раскрытия исторически сложных взаимоотношений природы и общества, окружающей среды и отдельного человека;

- методику формирования убежденности во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся;

- психолого-педагогические особенности общения с детьми разного возраста на уроках и во внеклассной работе по биологии;

- государственный образовательный стандарт (ГОС) биоло-гического образования;

- современные тенденции биологического образования: гуманизация, гуманитаризация, вариативность, отражение регионального и национального аспектов;

- современные педагогические технологии в биологическом образовании: развивающее обучение, модульное обучение, дальтон-обучение, система методов В.Ф. Шаталова, проектная технология и др.;

-межпредметные и внутрипредметные связи как условие эффективного обучения биологии;

- особенности воспитания учащихся в процессе обучения биологии;

- систему умений, развивающихся при изучении биологии;

- средства наглядности в обучении биологии (натуральные, изобразительные, технические);

- место кабинета биологии и его компонентов как базы обучения и воспитания, особенности его организации, оборудования;

- особенности преподавания биологии в школах работающей молодежи, профессиональных училищах;

- историю развития отечественной методики преподавания биологии.

должен уметь:

- использовать в процессе преподавания биологии все многообразие форм, методов и методических приемов обучения и воспитания;

- анализировать программы и школьные учебники по биологии (методический аппарат, содержание, структура).

- использовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии;

- стимулировать интерес к изучению биологии через содержание, формы и методы, приемы обучения, наглядные средства обучения (НСО), отношение учителя и др.;

- использовать различные средства наглядности на уроках, создавать самодельные наглядные пособия и включать их в учебно-воспитательный процесс;

- применять методы обучения для закрепления, повторения и проверки знаний учащихся;

- организовать самостоятельную работу учащихся на уроках , в уголке живой природы в школе и дома с учетом дифференцированного подхода и индивидуализации обучения;

- организовать работу школьников с учебником и ученической тетрадью на уроке и дома;

- использовать в своей работе инновационные виды уроков: семинары, конференции, ролевые игры, дискуссии, дебаты и др.;

- провести урок и экскурсию на учебно-опытном участке или в уголке живой природы;

- провести анализ и самоанализ урока;

- использовать разные формы и виды внеклассной работы по биологии для расширения и углубления знаний учащихся по биологии, активизации познавательного интереса к предмету, воспитания любви к природе;

- организовать различную деятельность школьников (познавательную, исследовательскую) на пришкольном учебно-опытном участке и в уголке живой природы;

- внедрять в профессиональную педагогическую деятельность инновационные педагогические технологии, новые ТСО и учебно-методические материалы;

- прогнозировать будущую педагогическую деятельность и общение с коллегами и учениками.

должен владеть навыками:

- проектирования урока с учетом особенностей содержания материала, материальной базы и учащихся класса

- подбора заданий для самостоятельной работы учащихся на уроке и после урока;

- проведения текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями учебной программы;

- проведения тематических внеурочных мероприятий для активизации познавательного интереса школьников