Вопросы для углубленного осмысления
1. Отберите несколько репродукций портретов кисти знаменитых художников. На портрете интересный человек. Заговорите с ним, выходите на общение, предполагая его реакции и ответы. Проследите, какие операции вы используете в таком мысленном диалоге.
2. Поставьте перед собой задачу на один день: в течение этого дня отрабатывайте операцию «Я-сообщение». Старайтесь восходить от факта к явлению.
3. Попробуйте выписать на отдельных карточках профессиональные операции, предложенные в пособии. Разложите их на группы «Умею»-«Не умею» — «Немного умею». Теперь планируйте последовательную работу по упражнению в тех операциях, которые нуждаются в отработке.
4. Выделите две-три сказки. Прочтите еще раз текст. Вы непременно найдете одну-две операции воздействия человека на другого человека: Отметьте известные вам операции. Характеризуйте их: не есть ли они манипуляция другим человеком?
5. Выберите одну из сложных скороговорок (например, «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла»), повторяйте ее несколько раз разными голосами зверей, к тому же, последовательно изменяйте интонационное ударение. Очень скоро вы заметите, что свободнее владеете голосом.
6. Измените, сколь возможно, ваш костюм, хотя бы внеся в него нарядную деталь. При появлении в учебной группе зафиксируйте реакцию. А потом размышляйте о роли внешнего облика в работе педагога.
7. Посвятите весь день тому, чтобы отыскать и провозгласить достоинства людей, вас окружающих. Вы увидите, как это нелегко. Не пугайтесь, к концу дня вы обретете свободу и станете производить «положительное подкрепление» быстро, умело, естественно и непринужденно.
8. Выделите целый день для анализа отношений к вам окружающих людей, знакомых и незнакомых. Проследите за формой выражения отношения к вам. Если данные формы не понравились, подумайте, что в вашем поведении провоцирует такое к вам отношение.
9. Откройте любую книгу (за исключением бульварной литературы). Читайте текст четко, ясно, выразительно, делайте опору на гласных звуках, выстраивая мелодику текста. Изменяйте тональность соответственно содержанию текста.
10. Обратитесь к детской литературе. Рассмотрите ситуации, где маленький герой разговаривает со взрослыми. Произведите анализ фрагмента: как выстраивают взрослые разговор с ребенком и что бы вы хотели изменить в отношении к детям со стороны взрослых.
* * *
Сопоставление трех видов учебного профессионального занятия по овладению педагогической технологией оказывается полезным, если основанием такого сопоставления избрать «субъекта проведения занятия» и «форму проведения занятий»: наглядная картина могла бы стать базой творческого конструирования новых видов и форм профессионального соврешенствования. Пока такая картина выглядит следующим образом:
Таблица 3
Таблица наглядно показывает смену ролей обучающегося и обучающего в разных видах профессионально-учебных занятий.
Педагог-теоретик играет роль преподавателя лишь при проведении студии, но обретает иную роль (консультанта) в процессе проведения мастерской и в ходе самостоятельных упражнений по самообразованию педагога. Очень важно, чтобы все участники студии хорошо понимали полномочия преподавателя, ведущего занятия по определенной логике.
Педагог-практик (опытный профессионал) играет роль преподавателя лишь в учебном процессе профессиональной мастерской, Там он обладает максимальными полномочиями, выстраивая занятия по своему профессиональному замыслу. Но педагог-практик вступает в роль обучающегося, как только организуются студийные занятия. Если на занятиях мастерской присутствует педагог-теоретик, то его полномочия ограничены до полномочий консультанта.
Студент-педагог играет роль обучающегося на занятиях мастерской и в работе студии, однако он единственный автор собственной профессионально-образовательной работы. Педагог-теоретик и педагог-практик выступают только в роли консультанта для студента, самостоятельно выстраивающего собственное самообразование с учетом индивидуальных условий.
Разведение полномочий чрезвычайно важно при организации и проведении занятий по педагогической технологии. Если тот, кто не умеет ездить на велосипеде, возьмется обучать этому, то такая претензия окончится драматично и для ездока и для преподавателя. Здесь важно, кто именно возлагает на себя ответственность за плодотворность занятий, - он и обладает наибольшими полномочиями: составляет программу, выстраивает план, определяет методики, корректирует ход занятий при анализе профессиональных достижений каждого участника.
Очень опасно полагать, что полномочия преподавателя на учебных занятиях нарушают демократический принцип и являются «манипуляцией» или «подавлением» личости. Преподаватель полномочен в рамках содержания и организационного замысла занятий. Данные полномочия возложены на него ответственностью за плодотворность занятий. Что же касается личностных отношений, в этой сфере полномочия преподавателя заканчиваются — там он переходит на позицию «человек — человек».
- Н.Е. Щуркова
- Введение
- Раздел 1. Педагогическая технология как научная дисциплина Глава 1. Предмет педагогической технологии
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 2. Понятийный аппарат педагогической технологии
- Вопросы и задания для углубленного осмысления
- Глава 3. Функционально-операционная разработка содержания педагогической технологии
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 4. Принципы воспитания в педагогической технологии и собственно технологические принципы
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 5. Технологическая карта воспитания
- Вопросы для углубленного осмысления
- Раздел 2. Структурное содержание педагогической технологии Глава 6. Педагогическое общение
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 7. Педагогическое требование в контексте культуры
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 8. Профессиональная работа педагога с группой
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 9. Профессионально-педагогическое ораторское искусство (Информативно-речевое воздействие педагога)
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 10. Ситуация «осложненного поведения» детей и профессиональное педагогическое ее разрешение
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 11. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 12. Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности
- Вопросы для углубленного осмысления
- Раздел 3. Процесс овладения педагогической технологией Глава 13. Профессиональная студия в педвузе
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 14. Профессиональные. Мастерские в школе
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 15. Индивидуальная работа педагога по овладению педагогической технологией
- Вопросы для углубленного осмысления
- Раздел 4. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности
- Глава 16. Критерий личностной готовности педагога к работе с детьми
- Глава 17. Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога
- Вопросы для углубленного осмысления
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы студента*
- Педагогический тезаурус нашей книги
- Литература
- Раздел 1. Педагогическая технология как научная дисциплина 4