logo
Щуркова_пед_техн

Задания для самостоятельной работы студента*

Самостоятельная работа состоит из упражнений в овладении длинным рядом профессиональных операций. Эти упражнения просты, легки, поэтому рекомендуем их проделывать многократно, пока не будет достигнут некоторый автоматизм их исполнения. Преподаватель, ведущий занятия, может предоставлять время на них для индивидуальных сообщений о ходе выполнения заданий.

1. Обратитесь за помощью к одному и тому же человеку в течение одного дня, используя поочередно все четыре способа оформления просьбы (парадигмы). Проследите и зафиксируйте реакции.

2. В ситуации, когда вам оказали услугу, используйте после традиционного «спасибо» операцию «Я-сообщение». Проследите реакцию.

3. Улыбнитесь «одними глазами» знакомому, незнакомому, близкому, товарищу, другу. Заметьте реакцию.

4. Вы встретили знакомого. Произведите «положительное подкрепление» в союзе с «Я-сообщением». Заметьте реакцию.

5. В случае приказной формы обращения к вам используйте этическую защиту посредством «ссылки на особенность характера». Обратите внимание на реакцию партнера.

6. К вам обратились, не произнеся обращения. Используйте этическую защиту «Вопрос об адресате». Запомните реакцию и проследите следующее к вам обращение.

7. Зайдите в книжный магазин и, стоя у прилавка, недалеко от продавца, произнесите «Так бы хотелось приобрести новую интересную книгу!» Фиксируйте действия продавца. В любом случае вы можете отказаться от книги по разным причинам.

8. При встрече со знакомым отметьте его особое проявление достоинства: «Ты сегодня особенно...» или «У тебя сегодня особенно...» И проследите по пластике и мимике его самочувствие в этот момент.

9. Слушая человека, старайтесь проговаривать про себя его фразы и отдельные ключевые слова. Вы станете слышать этого человека.

10. Слушая музыку, пропевайте про себя выгибы мелодии. Так вы услышите музыку.

11. Увидев неприятной внешности человека на улице, проговорите «Зато он...» Найдите предположительное достоинство, которое бы компенсировало либо объясняло внешнюю непривлекательность.

12. Увидев группу детей, обратитесь к ним с каким-либо вопросом, используя такие обращения, как «дамы и господа», «судари и сударыни», «уважаемые граждане земли» и прочие. Понаблюдайте за реакцией, проанализируйте ее.

13. Разговаривая с человеком, добавляйте к каждой последующей вашей реплике его имя или обращение к нему. Например: «Да, Петр, я согласен...» «Конечно, Петр...» Проследите, изменится ли его стиль обращения с вами.

14. Произнося в адрес двух-трех человек «положительное подкрепление», отметьте различия в ответной реакции. Проанализируйте произошедшее.

15. Посвятите весь день «положительному подкреплению». При встрече со знакомыми людьми говорите им об их достоинствах. Только помните, что человек верит деталям высокой оценки более чем общей оценке. Вечером проанализируйте случаи, которые запомнились, интересные реакции.

16. Договоритесь со своим товарищем по учебной группе о выходе на конфликтную ситуацию. Рассмотрите возможность «снятия конфликта», а затем «разрешите конфликт», сконструированный вами. Проанализируйте.

17. Заявите претензии на какой-то предмет, принадлежащий другому человеку. Теперь разрешайте этот конфликт, используйте разные способы. Принесите извинения этому человеку, расскажите о замысле.

18. Ваш коллега говорит, что ваши методы работы с детьми антипедагогичны. Что делаете, чтобы разрешить конфликт?

19. Вы не согласны с тем, что сделал ваш знакомый (коллега, товарищ, приятель, родители). Начните с того, что отметьте положительные стороны сделанного, а потом выскажитесь по поводу тех черт, которые вам не понравились. Проследите, каково будет состояние партнера и как оно станет меняться.

20. В ситуации, когда человек совершил оплошность либо ошибку, попробуйте оправдать его поведение, сказав: «Ты же не нарочно...» или «Ты же не хотел этого...» или же «Ты просто не подумал и не сумел справиться со своим состоянием...» Когда вы это произнесете, проследите, как изменится состояние партнера, а также — каким станет ваше собственное состояние.

21. Представьте, что вам надо объяснить прохожему, как добраться до определенного пункта. Проговорите.

22. Представьте, что вам надо дать инструкцию к ряду действий — «мыть посуду», «полить цветы», «варить кашу», «делать бутерброды», «угощать конфетами», и прочее. Начните со слов «Тут главное...» и доведите до конца всю инструкцию.

23. Ученик отвечает у доски. Он запнулся. Найдите аргумент, не позволяющий другим ученикам в это время подымать руку как знак того, что они знают, что следует сказать. Используйте данный аргумент в беседе с товарищами, когда кто-то подсказывает мысль говорящему.

24. Ученик подошел к столу учителя, взял книгу, рассматривает. Сделайте «Я-сообщение» о неприкосновенности личности.

25. Когда не хочется что-либо делать, скажите себе: «Это же легко. Только надо...», — и кратко перечислите, что именно и за какое время надо выполнить необходимый объем работы.

26. Если у вас есть домашнее животное, попробуйте в момент взаимодействия с ним («лает», «кусает», «царапает», мяукает», «играет» и прочее) проговорить три вопроса: «Чего ты хочешь?», «Как ты себя при этом чувствуешь?» и «Как ты думаешь, чувствую себя я при этом?». Разумеется, ваш любимец вам не ответит, но подарит упражнение, которое вы сейчас проделали.

27. Попробуйте сделать то же самое в адрес расшалившегося ребенка, капризничающего взрослого, ворчливого родственника и т.д. Вспомните об этих вопросах, когда вы в дурном расположении духа, задайте эти вопросы самому себе.

28. Обратитесь к продавцу с просьбой о товаре. Но используйте этот момент для упражнения в «переакцентировке внимания на деталь»: скажем, обращаете внимание продавца на деталь товара, которая вас особенно устраивает.

29. А теперь обратитесь к знакомому с реальной просьбой что-то сделать, но переакцентируйте внимание с общей просьбы на деталь необходимых при исполнении действий. Проследите в реакции знакомого меру готовности исполнить просьбу.

30. Когда вам хочется произнести в адрес человека негативную просьбу («не» плюс глагол), найдите позитивную замену. Например, вместо «не толкайте меня» — «вот здесь будет удобнее». Зафиксируйте ситуацию, обдумайте, объясните ее положительное влияние.

31. Перечислите все, что вам надобно сделать за один день. Найдите к каждому пункту намеченной программы аргумент. Кажется ли вам он достаточно убедительным? Если нет — ищите другой, либо отменяйте намеченное дело.

32. По формуле «тезис — аргумент — иллюстрация» составьте фрагмент выступления на темы «Солнце», «Море». «Лес», или «Пироги», «Чай», «Соль», или «Автомобиль», «Путешествие», «Рюкзак» и т.п.

33. Выученные вами скороговорки произносите четко и быстро, переставляя поочередно интонационное ударение с одного слова на другое. Например: Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла — цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

34. Попробуйте вечером рассказать кому-нибудь, как прошел день: Следите, чтобы не было лишних слов, не бойтесь держать паузу, постарайтесь давать характеристики того, о чем говорите. Наблюдайте, когда повышается внимание собеседника.

35. Дома, выглянув в окно, выскажите суждение по поводу погоды (тезис). Далее произнесите 2—3 аргумента в пользу вашего суждения. Отыщите убедительную иллюстрацию за окном к вашему тезису.

36. Найдите убедительные аргументы в пользу академической тишины в учебной аудитории, чистого тела и чистой одежды, красивого оформления письменной работы, приветствия и обращения к человеку, точности назначенного времени. Проговорите вслух. Выскажите контраргументы.

37. Прочтите вслух стихотворения А. Барто: Идет бычок, качается,

Зайку бросила хозяйка,

Вздыхает на ходу:

Под дождем остался зайка.

Ой, доска кончается,

Со скамейки слезть не мог — Сейчас я упаду!

Весь до ниточки промок.

Каждый раз, читая заново, переставляйте интонационные ударения. Проследите изменение смысла.

38. Когда вы накрываете стол для чая, мысленно определите желательные отношения между людьми за столом. Согласно этому выстраиваете мизансцену стола.

39. Если у вас есть знакомый ребенок, предложите ему что-то сделать, проецируя ситуацию успеха (использовать весь алгоритм). Проанализируйте ситуацию.

40. Когда вы принесли покупку домой, используйте ситуацию для упражнения. Сопроводите разворачивание покупки речью, выстраивая речь по вопросам: что? зачем? где? когда? как? Проследите впечатление от речи на присутствующих либо влияние речи на собственное состояние.

41. Если выдается несколько минут (в транспорте, дома, в магазине, в учебной аудитории), когда можно спокойно оглядеться, попробуйте «распредметить» окружающие вас объекты: найдите скрытую в них ценность, обозначьте эту ценность.

42. Войдя в группу, произнесите одобрение в адрес какого-либо явления: погоды, учебного предмета, дружеской встречи, книги в ваших руках или стула, стола... Проследите изменения в атмосфере группы в этот момент.

43. Проходя мимо группы людей, оцените мизансцену группы: кто в центре? Кто на окраине дружеского круга? Каждому ли есть место в кругу? И т.д. Как бы вы изменили мизансцену для благоприятного состояния каждого члена группы?

44. Приучайте себя заканчивать разговор словом «спасибо» в телефонной беседе, по окончании учебных занятий, по окончании делового общения и т.п. Проследите влияние этого слова на психологическую атмосферу.

45. Предложите группе что-либо сделать. Сопроводите просьбу словами о социальном и индивидуальном значении этого дела. Проанализируйте отношение к просьбе и характер начатой деятельности.

46. Вы протягиваете человеку предмет. Пронаблюдайте различие в его реакции при изменении характера жеста: предмет лежит на раскрытой ладони; предмет держат двумя пальцами; предмет зажат в кулаке и т.д.

47. Когда едете в транспорте или идете по улице, отыщите глазами «красивого человека». Охарактеризуйте его пластику, осанку, позу, мимику. Что заметили относительно пластики?

48. Произнесите несколько фраз на высоком регистре (на голосовых связках), затем — на низком регистре (грудным голосом). Отметьте изменения смыслового значения сказанного. А затем в беседе выделите одну фразу, перейдя на низкий регистр голоса. Проследите реакцию партнера.

49. Проследите изменение психологической атмосферы при появлении красивого ребенка или красивой женщины в группе, в транспорте, в доме, в аудитории.

50. Прежде чем выйти на улицу, остановитесь перед зеркалом. Обратите внимание на мимику: вы надели ли «платье доброжелательности?» Носите его до вечера, даже когда устанете.

51. В ванной комнате во время утреннего и вечернего туалета, когда почистите зубы, проделайте несколько упражнений для артикуляционного аппарата, проговорите несколько скороговорок, а под душем пропойте «мелодическую ступеньку» (и-э-а-о-у-ы). Через некоторое время вы заметите, как изменилось звучание вашего голоса.

52. Когда вы идете по улице один (одна), скажите себе «Я просто гуляю по этой земле, и мне хорошо!» Заметьте, как изменилась ваша пластика, вы свободны в движениях, вам не мешают руки, вы легко ступаете... — вы чувствуете себя Человеком на этой земле. Постарайтесь сохранить это ощущение. Повторяйте изредка данное упражнение. Очень скоро вам оно будет не нужно.

53. Перечитайте художественные произведения заново, используя материал для профессионального анализа технологии «прикосновения к личности»:

Андреев Л. Уроки добра.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Крылов И.А. Ворона и лисица. Кот и повар.

Нушич Б. Автобиография.

Портер. Поллианна.

Пушкин А. С. Моцарт и Сальери.

Твен М. Приключения Тома Сойера,

Толстой А. Детство Никиты.

Тургенев И.С. Эгоист (из «Стихотворений в прозе»).

Шоу Б. Пигмалион.