logo
Surdopedagogika

3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.

В 30-х г.г. 20в. начало осуществляться всеобщее начальное образование лиц с ограниченными возможностями, в том числе с недостатками слуха. Это остро выдвинуло проблему их дифференцированного обучения. 13 августа 1940г. был издан Приказ Наркомпроса РСФСР о выделении тугоухих и по детей из школы для глухонемых в спец-ые классы и школы.

У сл/сл ребенка имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности слухового анализатора. По сравнению с глухим человеком он иначе приспосабливается к своему нарушению, ищет другие пути компенсации слуховой недостаточности. По сравнению со слышащим у сл/сл ребенка имеется качественное своеобразие использования нарушенного слуха как фактора развития речи. Частичный слух сл/сл ребенка(в отличие от остатков слуха глухого) способен стать основой для формирования речи. Однако приобретаемый таким путем речевой багаж чрезвычайно искажен, что своеобразно отражается на представлениях, понятиях ребенка, дает обедненную и часто неправильную картину окружающего мира. Разработанная в 1954 году Рахиль Марковной Боскис с коллективом ученых психолого- педагогическая типология детей с недостатками слуха послужила основой, которая была принята как научное обоснование для построения дифференцированной системы учреждений для глухих, сл/сл и по детей.

Исходные и новаторские положения классификации Боскис: