9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
КИ - это операция, в процессе которой во внутреннее ухо (улитку) пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования. Использование КИ основано на том, что при сенсоневральной тугоухости в основном поражены рецепторы улитки, а волокна слухового нерва долгое время остаются сохранными
Во время операции во внутреннее ухо - улитку пациента вводится система электродов. В отличие от обычного СА, который усиливает звуки, КИ преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Импульсы передаются по слуховому нерву в слуховые центры мозга и вызывает там слуховые ощущения – человек слышит окружающие звуки, музыку, речь.
КИ решает наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются люди с большими потерями слуха, использующие СА:
передается информация во всем частотном диапазоне;
не возникает акустическая обратная связь;
отсутствует окклюзия, связанная с использованием ушного вкладыша;
тихие и громкие звуки воспринимаются на комфортном уровне.
КИ обеспечивает возможность слышать даже тихие звуки во всем частотном диапазоне всем пациентам. Пороги слуха с КИ составляют 25 – 40 дБ. Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а система мероприятий. Она включает составляющие:
1. Предоперационное диагностическое обследование и отбор пациентов (длительность 2-5 дней).
2. Хирургическую операцию (1-2 ч).
3. Послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов с КИ. Ее длительность для позднооглохших 1-3 мес., для ранооглохших – 5 лет.
Фирмы, производящие системы КИ:
Cochlear (Австралия)
MED-EL (Австрия)
Advanced Bionics (США)
Neurelec (Франция)
Устройство и принцип работы КИ
Ки состоит из 2 частей – имплантируемый и наружной. Имплантируемая часть включает приемник с индукционной катушкой, цепочку активных электродов и референтный электрод. Наружная часть включает микрофон, речевой процессор и блок питания, размещаемые в корпусе, похожем на заушный СА. Кроме того, наружная часть включает радиопередатчик, соединяемый с процессором кабелем. Радиопередатчик носится за ухом под волосами. Он притягивается к имплантированной части через кожу с помощью магнита. На наружном корпусе есть регуляторы, которые позволяют регулировать громкость, выбрать программу для их обработки, индикаторы, контролирующие работу КИ, аудио-входы, которые позволяют подключать разные внешние устройства.
Процесс работы КИ:
Речь и другие звуки поступают в микрофон и преобразуются в электрические сигналы.
Электрические сигналы по кабелю передаются в процессор КИ
В речевом процессоре производится обработка сигналов и преобразование их в последовательность электрических импульсов.
Эти импульсы через радиопередатчик передаются на радиоприемник, расположенный под кожей в височной кости.
Приемник декодирует сигнал и посылает его в виде последовательности электрических сигналов на электроды в улитке.
Электрические импульсы стимулируют волокна слухового нерва.
Волокна слухового нерва передают информацию далее в слуховые центры мозга.
Диагностическое обследование и отбор пациентов на операцию.
В процессе обследования определяется: является ли пациент кандидатом на КИ по состоянию слуха; нет ли у него противопоказаний для проведения КИ и целесообразно ли ее проведение; какова перспективность использования КИ; можно ли проводить операцию под общим наркозом. Включает: аудиологическое обследование, рентгенологическое обследование, сурдопедагогическое и психологическое обследования, общие и специальные клинические обследования.
Критерии отбора пациентов:
1. Двусторонняя сенсоневральная потеря слуха с порогами слуха в диапазоне 500-4000 Гц более 90 дБ. 2. Пороги слуха в оптимально подобранном СА более 40 дБ. 3. Дети с врожденной глухотой до 5 лет. 4. Дети старше 5 лет при условии постоянного ношения СА с раннего возраста. 5. Взрослые и подростки с хорошими навыками устной речи. 6. Отсутствие соматических противопоказаний к оперативному вмешательству. 7. Отсутствие психических и грубых неврологических нарушений. 8. Участие родителей, родственников, местных специалистов в проведении послеоперационной слухоречевой реабилитации.
Противопоказания: 1. Полная или значительная оссификация улитки. 2. Ретрокохлеарная патология. 3. Отрицательные результаты электрофизиологического тестирования состояния слухового нерва / промонториального теста. 4. Сопутствующие соматические и психические заболевания, препятствующие проведению хирургической операции и исключающие возможность последующей слухоречевой реабилитации. 5. Отсутствие мотивации у родителей ребенка или личной мотивации пациента к длительной послеоперационной слухоречевой реабилитации.
Послеоперационная слухоречевая реабилитация пациента с КИ включает:
Точную настройку процессора КИ;
РСВ
У ранооглохших также:
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие языковой системы;
Развитие произносительной стороны речи;
Развитие мышления, внимания и т.д.
Развитие эмоционально-волевой сферы, воображения;
Психологическую и социальную поддержку.
Реабилитация начинается после подключения процессора КИ. С точки зрения перспективности использования КИ и организации слухоречевой реабилитации все пациенты делятся на 2 основные группы:
1. Позднооглохшие – взрослые, подростки и дети, потерявшие слух после овладения речью.
2. Ранооглохшие – пациенты, потерявшие слух до овладения речью: а) дети, имеющие слуховой опыт (потеряли слух в период овладения речью 1-5 лет); б) дети не имеющие слухового опыта (результаты слухоречевой реабилитации зависят от возраста, в котором проведены имплантация); в) дети, имеющие глухих родителей (проблема организации речевой среды).
Эффективность использования слуха с помощью КИ для развития слухового восприятия, понимания речи и собственной речи у ребенка зависит:
От возраста имплантации
От наличия у ребенка слухового опыта
От наличия у ребенка сопутствующих нарушений
От наличия у ребенка опыта систематических занятий с сурдопедагогом;
От степени сформированности у ребенка коммуникативных, познавательных, слуховых и речевых навыков на момент имплантации
От наличия условий для послеоперационной слухоречевой реабилитации по месту жительства.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.