4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
Воспитание - это целенаправленный процесс, предполагающий создание условий для гармоничного и планомерного развития личности человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и эмоциональными ценностями.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, жизненное самоопределение -важнейшая составляющая общественного развития.
Задачи современной системы воспитания состоят в следующем:
• Повышение статуса воспитания как социального института в российском обществе в целом и в системе образования в частности
• Формирование региональных, муниципальных воспитания
• Укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений
• Интеграция отечественных традиций и современного опыта в области воспитания
• Развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания
• Создание реабилитационной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям
• Повышение профессионального уровня управления системой образования
Организационные принципы воспитания:
• Национальная страгедия и политика в области воспитания определяются законодательством воспитательных организаций, систем, форм и методов
• Важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи,воспитательные фунции осуществляются во всех сферах их жизнедеятельности. Дети и молодежь-равноправные субъекты процесса воспитания саморазвития и организационных форм воспитания на различных уровнях образования
• Общее образование-формирование нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции у всех обучающихся, в том числе у лиц с наруш слуха
• Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов природосообразности, культуросообразности, направленности на развитие личности с учетом изменяющихся потребностей и актуальных интересов общества
• Особое значение в современном обществе приобретает социально- психологическая и педагогическая помощь учащейся молодежи, в том числе с нарушением слуха в процессе вхождения ее в активную жизнь, адаптации к социуму, формирования социальной ответственности.
Цель образования детей и молодежи с нарушениями слуха – уточнение диагностики, коррекция развития, ценностных ориентаций и поведения в человеческом сообществе.
Для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования - реальный путь утверждения вариативности в образовательной системе. Цель дополнительного образования - развитие мотивации глухих и слабослыш детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Одна из них – проблема воспитания, его качественного и институционального определения и развития. Отрицательное влияние на вспомогательный процесс в учреждениях всех уровней профессионального образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи с наруш слухами в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.
Молодежи осваивать культуру, самосовершенствоваться, самореализовываться показывает, что личностный интерес к получению профессионального образования, что личностный интерес к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения профессией и требует создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, жизненном самоопределении, нравственном самосовершенствовании.
Проблемы могут быть реализованы:
• Путем утверждения партнерских отношений в управлении учреждением профессионального образования
• С помощью развития студенческого самоуправления
• Использования возможности дополнительного образования
• Создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов с наруш слуха
• Развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры лиц с наруш слуха
• Изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в обществен. Организациях и учреждениях профессионального образования, социальных, культурных, исторических традиций региона
Профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, разработка ее содержания и информационно-методического обеспечения.
- Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития.
- 2. Современные теории и тенденции системы обучения детей с нарушениями слуха. Билингвистическая система обучения глухих.
- 3. Проблема дифференцированного и интегрированного образования.
- Классификация:
- 4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха
- 5. Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом.
- 6. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей
- 7. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей.
- Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха
- Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха
- 8. Абилитационные педагогические системы
- 9. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха.
- 10. Средства обеспечения коррекционно-развивающего, реабилитационного образовательного процесса
- 11. Специфика принципов воспитания в специальной школе.
- 13. Сурдопедагогика в системе наук о человеке.
- 14.Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха.
- 16. Современная система школьного, среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха.
- 17. Пути и средства совершенствования обучения детей с нарушениями слуха
- 18. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 19. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
- 20. Формы организации учебной работы в школе для глухих учащихся.
- 21. Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку.
- 22. Педагогическая характеристика системы обучения глухих устной речи
- 23. Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим.
- 24. Клинические основы сурдопедагогики.
- 26. Профессиональная компетентность и личность сурдопедагога.
- Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.