logo
Surdopedagogika

4. Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха

Воспитание - это целенаправленный процесс, предполагающий создание условий для гармоничного и планомерного развития личности человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и эмоциональными ценностями.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, жизненное самоопределение -важнейшая составляющая общественного развития.

Задачи современной системы воспитания состоят в следующем:

• Повышение статуса воспитания как социального института в российском обществе в целом и в системе образования в частности

• Формирование региональных, муниципальных воспитания

• Укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений

• Интеграция отечественных традиций и современного опыта в области воспитания

• Развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания

• Создание реабилитационной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям

• Повышение профессионального уровня управления системой образования

Организационные принципы воспитания:

• Национальная страгедия и политика в области воспитания определяются законодательством воспитательных организаций, систем, форм и методов

• Важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи,воспитательные фунции осуществляются во всех сферах их жизнедеятельности. Дети и молодежь-равноправные субъекты процесса воспитания саморазвития и организационных форм воспитания на различных уровнях образования

• Общее образование-формирование нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции у всех обучающихся, в том числе у лиц с наруш слуха

• Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов природосообразности, культуросообразности, направленности на развитие личности с учетом изменяющихся потребностей и актуальных интересов общества

• Особое значение в современном обществе приобретает социально- психологическая и педагогическая помощь учащейся молодежи, в том числе с нарушением слуха в процессе вхождения ее в активную жизнь, адаптации к социуму, формирования социальной ответственности.

Цель образования детей и молодежи с нарушениями слуха – уточнение диагностики, коррекция развития, ценностных ориентаций и поведения в человеческом сообществе.

Для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования - реальный путь утверждения вариативности в образовательной системе. Цель дополнительного образования - развитие мотивации глухих и слабослыш детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Одна из них – проблема воспитания, его качественного и институционального определения и развития. Отрицательное влияние на вспомогательный процесс в учреждениях всех уровней профессионального образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи с наруш слухами в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.

Молодежи осваивать культуру, самосовершенствоваться, самореализовываться показывает, что личностный интерес к получению профессионального образования, что личностный интерес к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения профессией и требует создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, жизненном самоопределении, нравственном самосовершенствовании.

Проблемы могут быть реализованы:

• Путем утверждения партнерских отношений в управлении учреждением профессионального образования

• С помощью развития студенческого самоуправления

• Использования возможности дополнительного образования

• Создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов с наруш слуха

• Развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры лиц с наруш слуха

• Изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в обществен. Организациях и учреждениях профессионального образования, социальных, культурных, исторических традиций региона

Профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, разработка ее содержания и информационно-методического обеспечения.