1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
В зарубежной школе портфолио рассматривают как вид так называемого “аутентичного оценивания”, которое выявляет уровни сформированности компетентностей. В зарубежной педагогической практике разработан ряд моделей портфолио, из которых чаще всего используются:
Портфолио документации (“рабочий” портфолио)- представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода обучения; показывает развитие и рост в обучении учащегося.
Портфолио процесса – показывает, как развивались умения и навыки школьника; полезен при изучении документации полного процесса обучения.
Портфолио показательный – используется для “суммирования” мастерства учащихся по определенным пунктам учебного плана; обязательно содержит письменный анализ.
Оценочный портфолио- непрерывный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения.
В профильном обучении за рубежом используют следующие модели портфолио:
Индивидуальный портфолио на основе сочетания групповой и междисциплинарной проектной работы- представляет собой набор эссе, комплексное оценивание всех видов деятельности школьника.
Оформление паспорта карьеры на основе портфолио, где в упорядоченной форме показано, какие профессиональные и академические знания, умения и навыки приобрели учащиеся в процессе обучения, трудовой практике и внепрофессиональной деятельности.
Введение индивидуальных планов деятельности учащихся и персональных портфолио, которые разрабатываются с помощью школьного психолога – консультанта; документирует последовательность образовательных шагов, результаты обучения и включает индивидуальный план обучения.
Портфолио в форме проекта часто используется в школах США в форме выпускного проекта, который предусматривает исследовательский проект, конкретный продукт деятельности, устную презентацию; в Дании выполнение междисциплинарного проекта портфолио официально заменило выпускные экзамены.
Электронные варианты портфолио являются средством мобильности молодежи к изучению иностранных языков.
Портфолио совместной деятельности используется в школах, где принята концепция совместной деятельности учащихся и преподавателей, с особым акцентом на поликультурное образование.
В России.Разработчики моделей создания портфолио (портфель достижений) ориентировались на три распространенных за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними предложили три раздела портфолио и рекомендации по их применению, которые можно использовать в любых комбинациях (представляя в этом случае различные модели портфолио). Эти модели позволяют отслеживать, оценивать и учитывать индивидуальные образовательные достижения учащихся и включают все разнообразие материалов, демонстрирующих эти достижения, – от официальных дипломов олимпиад и конкурсов до проектных работ и социальных практик.
Модели портфолио: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов
- 2. Выбор и проектирование новых образовательных технологий в образовательном учреждении.
- 3. Проблемы организации групповой учебной деятельности обучающихся и их решения с помощью технологий активного обучения.
- 4.Контекстное обучение.
- 5.Технология проектного обучения. Проектные методики как средство развития творческой личности обучающихся. История метода проектов.
- 1) В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- 6.Типология проектов, формы их исполнения и презентации.
- 7. Этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный. Границы и трудности использования метода проектов.
- 1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- 9.Критическое мышление. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
- 10.Рефлексия как современная технология в образовании.Технология рефлексии и ее формы в обучении.
- 11. Образовательный веб-квест- (webquest) как тип учебного интернет- ресурса. Структура вк. Виды вк.
- 12.Виды заданий для веб-квестов.
- 13.Веб-квесты.Сущность,алгоритм разработки,возможности и риски.
- 14.Конструирование веб-квестов.Требования к критериям оценивания.
- 1) С помощью диагностики прослеживается результативность работы учителя и ученика,
- 2) Диагностика из инструмента познания превращается в инструмент формирования.
- 16.Тестирование.Сущность,содержание,методика,организационные аспекты.
- 1. Валидность (или адекватность целям проверки).