logo
1педагог

2. Выбор и проектирование новых образовательных технологий в образовательном учреждении.

Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Формирование новых технологий должно осуществляться в следующей последовательности:

определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

определение эффективности с помощью прикладных исследований;

анализ потребностей и спроса среди преподавателей и студентов;

разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

тиражирование и распространение программных средств.

Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разработки порождает трудности, возникающие при внедрении технологий.

Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализуется через:

интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств;

переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;

внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам.

Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализуется через:

интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств;

переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;

внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам.

Указанные выше тенденции становятся реальностью благодаря разработке и внедрению современных образовательных технологий. Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Современная технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности;

способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в широкую педагогическую практику;

обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);

выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний;

не противоречить принципам и закономерностям педагогики. Инновационные технологии обучения следует рассматривать