Анкетирование, беседа, интервью
Эти методы при правильном их применении могут дать интересные и ценные в научном отношении данные. Анкетирование - это письменный опрос. В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета). С помощью анкетирования обычно изучают общественное мнение, отношение педагогов к той или иной проблеме воспитания, обучения и др. Метод анкетирования охватывает очень много людей, учреждений. Преимущество анкеты заключается в том, что она не требует личного контакта с опрашиваемыми и удобна для проведения статистики.
Виды анкет. Анкета составляется на основе специально подобранных вопросов. В зависимости от содержания и формы вопросов меняются структура и характер анкет. В анкете могут быть прямые вопросы (их содержание совпадает с объектом интереса исследователя); косвенные (такого совпадения не происходит).
Например, прямым будет вопрос: «Считаете ли вы необходимой помощь воспитателя музыкальному руководителю в организации работы по музыкальному воспитанию детей?» Косвенный вопрос может звучать так; «Согласны ли вы с утверждением о том, что помощь воспитателя музыкальному руководителю в работе по музыкальному воспитанию детей очень важна?» В проективных вопросах содержится предложение завершить небольшое высказывание.
По форме анкета может содержать открытые и закрытые вопросы. Вопрос считается открытым, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, т. е. в данном случае не предполагается какой-то определенный ответ и испытуемый может дать на него ответ по своему усмотрению. В закрытых вопросах возможные ответы уже заданы, т. е. варианты ответов и их количество уже определены. Например, «Какой из видов музыкальной деятельности детей вы считаете наиболее значимым для их развития? (Выберите один из предложенных вариантов.)
Варианты ответов:
а) восприятие-слушание музыки;
б) пение;
в) музыкально-ритмическая деятельность;
г) игра на детских музыкальных инструментах;
д) все перечисленные виды деятельности».
Преимущество закрытых анкет состоит в том, что они легко
подвергаются статистической обработке.
Метод анкетирования имеет много сходства с методом беседы (устный опрос): и в первом, и во втором случае перед испытуемым ставятся вопросы, предполагающие ответы. Но если в анкете конструкция вопросов неизменна и требует четкого ответа, то при проведении беседы возможна большая свобода в постановке вопросов, их последовательности, формулировке.
Вопросы для интервью следует заранее спланировать, составить вопросник, где необходимо оставить место для записи (превалирования) ответа. При составлении вопросов должны учитываться следующие требования:
вначале задаются вопросы более легкие, затем — более трудные;
вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для отвечающих; вопросы должны задаваться тактично и профессионально.
В процессе интервью следует придерживаться следующих общих правил:
интервьюер должен находиться наедине с опрашиваемым;
задаваемый вопрос необходимо читать без изменений, точно так, как он сформулирован в опросном листе;
порядок следования вопросов должен четко соблюдаться;
продолжительность интервью — не более 5 — 7 мин с детьми, не более 30 мин со взрослыми;
во время интервью нельзя каким-либо образом воздействовать на отвечающего, например, пытаться подсказывать ответ, делать знаки одобрения или неодобрения и т.д.
- Вопросы для контроля
- Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики.
- Вопросы для контроля
- Раздел п. Теоретические и дидактические основы музыкального воспитания детей с нарушениями в развитии Методы исследования музыкального развития детей с проблемами в развитии
- Метод наблюдения
- Педагогический эксперимент
- Изучение и обобщение педагогического опыта
- Анкетирование, беседа, интервью
- Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения
- Работа с литературными источниками
- Вопросы для контроля
- Роль музыкальной деятельности в психическом развитии проблемного ребенка
- Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами
- Дети 3 — 4 лет
- Дети 4 — 5 лет
- Дети 5 — 7 лет
- Вопросы для контроля
- Педагогические технологии коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии
- Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию музыкального восприятия
- Вопросы для контроля
- Основные направления коррекционной работы средствами музыки в доу компенсирующего вида
- Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания
- Восприятие музыки
- Детское исполнительство (пение, движения под музыку, музицирование)
- Вопросы для контроля
- Организация музыкальных занятий
- Вопросы для контроля
- Значение музыкального воспитания для коррекции недостатков речевого развития
- Вопросы для контроля
- Организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий с дошкольниками в доу компенсирующего вида
- Музыкально-игровая деятельность вне занятий
- Музыкально-дидактические игры
- Вопросы для контроля
- Музыкальное воспитание детей с нарушениями в развитии в условиях семьи
- Семейные праздники
- Вопросы для контроля
- Дополнительная литература