logo
Методика муз

Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию музыкального восприятия

Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида взаимодействует со всеми сторонами коррекционно-развивающего процесса и решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Музыкальное развитие детей с разными нарушениями осуществляется в процессе музыкальной деятельности, организованной в различные ее виды и формы. Знания, умения и навыки музыкальной деятельности дети приобретают в процессе восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. А организационные формы музыкальной деятельности (музыкальное занятие, музыка вне занятий, культурно-досуговая деятельность) позволяют целенаправленно приобщать ребенка к музыкальной культуре и обеспечивать овладение необходимыми знаниями и умениями в музыкальной практической деятельности. Учет клинико-психологических особенностей развития ребенка с различными вариантами психического дизонтогенеза является обязательным условием в определении организационной, дидактической, конструктивной, коммуникативной сторон процесса музыкального воспитания детей.

Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами осуществляется в процессе освоения видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки — сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах). Для слушания музыки используются вокальные и инструментальные произведения (программные и непрограммные), разные по тематике;

детского исполнительства, которое предполагает изобразительно-деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности;

детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей с проблемами осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности: музыкальных занятий, музыкальной деятельности вне занятий, художественно-досуговой деятельности.

Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с нарушениями средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Занятия, в которых участвуют дети одного возраста, по организации могут быть индивидуальными и фронтальными. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Музыкальный руководитель, педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого дошкольника опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку, испытывающему трудности, быстрее их преодолеть.

Музыкальная деятельность вне занятий — форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой — обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в процессе:

музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры в режимные процессы, в свободную деятельность в группе);

музыкально-театрализованной деятельности (инсценирован взрослым и детьми песен на фланелеграфе, в настольном театр на ширме, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т.д.).

Все виды музыкальной деятельности с детьми вне занятий организуются индивидуально или небольшими подгруппами во второй половине дня в свободное время.

Художественно-досуговая деятельность — форма музыкальной деятельности дошкольников с нарушениями, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей — все это обеспечивает сильные незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения — важное средство художественно-развития, формирования художественной культуры. Активная музыкальная деятельность дошкольников в художественно-досуговых мероприятиях в детском саду дает возможность дошкольникам с проблемами показать свои навыки в пении, движении под музыку, в театрально-игровой деятельности. Главным условием проведения праздников и развлечений является участие всех детей независимо от имеющихся у них нарушений в развитии. Важно, чтобы каждый ребенок ощутил радостную атмосферу праздника, чтобы содержание мероприятия соответствовало возможностям таких детей, а не было ориентировано только на показ взрослым, родителям. В организации и проведении художественно-досуговой деятельности в специальном дошкольном учреждении принимает активное участие педагогический коллектив. Взрослые могут исполнять различные роли в театрализованном действии, быть членами жюри или зрителями.

Организация и проведение различных форм и видов музыкальной деятельности создают определенную художественно-музыкальную среду.

Успешность развития личности ребенка с проблемами обеспечивается не только его деятельностью, но и средой, в которой эта деятельность осуществляется. Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера.

Л.С.Выготский, показывая механизм воздействия среды, писал, что она по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне на человека, и всякую реакцию, идущую от человека. Особое место в развитии личности ребенка отводится художественной среде. Показывая роль художественной среды в воспитании личности, Е. А. Лазарь отмечает, что целенаправленно организованная художественная среда позволяет личности глубже осваивать произведения искусства, строить иерархию художественных ценностей, определять их художественный уровень, воспринимать художественную культуру как целостное явление.

Организация макромузыкальной среды в специальном детском саду и микросреды непосредственно в группе должна строиться на гуманистической основе, обеспечивая гармоническое развитие личности ребенка с проблемами. Ее развивающая направленность определяется возрастом ребенка, нацеленностью содержания на задачи обучения, воспитания и коррекции. Каждая деятельность, в том числе и музыкальная, должна служить удовлетворению различных потребностей ребенка: эмоциональных, эстетических, познавательных, общественных (потребность в общении). Для удовлетворения этих потребностей ребенку нужны объекты музыкальной деятельности, проявляющиеся в разных ее видя и формах.

С точки зрения А.Е.Лазарь, социализация человека в эстетической среде начинается с контактов не с искусством, а с предметным миром, несущим художественные начала. Лишь по мере формирования личности искусство становится ведущим элементом художественной среды. Пространство, организованное посредством предметов, может приобрести особую художественную ценность, которая позволяет личности в определенных границах утверждать свою индивидуальность. В среде в отдельных видах кристаллизуются и культура и опыт, и знания и умения, а также отношение к труду, его результатам, к будущим потребностям, к мир} в целом. Так опредмечиваются и эстетические, творческо-гуманистические отношения. По мнению С.Л.Новоселовой, «предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты — это всегда поле детской деятельности. Ее объекты, условия и средства достижения цели, которые как бы заданы предметной средой»1.

Художественная и музыкальная среда определяют взаимосвязь искусства и личности. П. Ф. Каптерев показывает роль среды в педагогическом процессе как условия для творческого саморазвития личности, при котором культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Раскрывая взаимодействие субъекта со средой, Е.А.Лазарь указывает, что оно представляет собой два относительно самостоятельных процесса: создание, или преобразование среды, и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное любые другие виды отношений и взаимодействий.

Коррекционно-развивающая музыкальная среда раскрывав: свои возможности ребенку благодаря общению со взрослым и сверстниками. От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованности, отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной эта среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности.

Музыкальная среда выступает частью художественной среды в образовательном учреждении и представляет собой особое пространственно-функциональное явление как социальное «поле» материальных, духовных, культурных отношений.

В детском саду компенсирующего вида она наполнена разнос разными видами и организационными формами музыкальной деятельности, должна способствовать формированию психических новообразований и возникновению мотивов новых видов деятельности, обеспечению перехода к новой ступеньке развития (от игровой к учебной). Одним из важных требований, предъявляемых к созданию музыкальной среды, является ее соответствие возможностям детей с нарушениями в развитии.

Создание художественной и музыкальной среды для детей, развитие которых осложнено нарушением, предполагает возможность осуществления коррекции и компенсации недостатков развития посредством искусства. Решение этих задач обеспечивается прежде всего наличием нормативных документов, регламентирующих и направляющих процесс развития детей, коррекции и компенсации имеющихся у них нарушений. Основным документом в коррекционно-развивающем процессе в ДОУ компенсирующего вида служит программа обучения и воспитания (для детей с каждым вариантом нарушения), утвержденная Министерством образования РФ.