Педагогические технологии коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии
Под педагогической технологией понимается совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
Классификация педагогических технологий определяется множеством вариантов учебно-воспитательного процесса. Педагогические технологии различаются, например, по уровню применения — общепедагогические, частнометодические, модульные; по научной концепции; по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся; по способам, методам, средствам обучения и др.
Среди педагогических технологий, различающихся по способам, методам, средствам обучения, можно назвать, например, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, компьютерного обучения, развивающего обучения, игровые, творческие и др.
Существуют также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей. К ним можно отнести, например игровые технологии, проблемное обучение и др.
Существуют альтернативные технологии, противостоящие традиционной системе обучения, например вальдорфская педагогика (Р. Штайнера), технология саморазвития (М. Монтессори) и др.
В последние годы широкое распространение получили технологии развивающего обучения, теоретическое обоснование которых было дано в работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В этих технологиях обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка.
Основными функциями педагогических технологий, по мнению М. М. Левиной, являются реализация образовательных целей учебного процесса и развитие личности.
По тому, какую позицию занимает ребенок в образовательном процессе, выделяют несколько типов технологий, например авторитарные, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества и др.
Назначение педагогического воздействия состоит не в манипулировании ребенком, не в подавлении его воли, а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно делать собственный выбор линии поведения. Для этого необходимо, во-первых, активизировать ребенка, его взаимодействие с окружающим миром, а во-вторых — познакомить его с различными способами деятельности и стимулировать индивидуальный выбор.
Совершенствование современного педагогического процесса в дошкольных учреждениях, по мнению Т. И. Ерофеевой, идет по следующим направлениям:
переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка и установление с ним партнерских отношений;
изменение содержания и формы обучающих занятий, переход от фронтальных занятий к подгрупповым;
ориентация ребенка на общечеловеческие нравственные ценности, приобщение к искусству, насыщение повседневной жизни детей произведениями музыки, литературы, живописи;
изменение организации предметной среды и жизненного пространства с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.
Гуманизация педагогического процесса, как указывает Т. И. Ерофеева, предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми, учет интересов, потребностей, желаний, возможностей ребенка, стремление педагога к сотрудничеству с детьми в разнообразной деятельности — познавательной, трудовой, в бытовом взаимодействии, в играх и др.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова выделяют следующие позиции, определяющие типы взаимодействия взрослого с детьми:
позиция «педагога», ставящего перед детьми определенные задачи, предлагающего способы их решения и оценивающего действия детей; в этом случае взрослый находится как бы «над» ребенком;
позиция «равного» партнера, включенного в деятельность с детьми, когда педагог принимает их замыслы, предлагает свои идеи, решает возникающие проблемы вместе с детьми, не давая при этом жесткой оценки их действиям;
позиция «создателя» окружающей развивающей среды, предметного мира ребенка, когда взрослый, создавая все необходимые условия, предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно.
Понятие «педагогическая технология», как отмечает Н. М. Назарова, тесно связано с интеграцией различных способов образовательного взаимодействия педагога и воспитанников. Каждый педагог должен овладеть педагогическими технологиями личностно-ориентированного взаимодействия, т. е. нового стиля общения с ребенком.
Современные технологии музыкального развития детей должны использовать методы, имеющие многофункциональный характер, и обеспечивать формирование музыкального мышления, активного музыкального восприятия, позволяющего глубже и более осознанно проникать в сущность музыкальных явлений; давать возможность ребенку активно, творчески проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.
«Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания»1.
Методы музыкального образования детей с проблемами в развитии направлены на:
формирование средствами музыки у ребенка с проблемами в развитии нравственно-эстетического отношения к окружающему;
формирование основ музыкальной культуры, овладение ребенка определенными способами и средствами выражения, присущими разным видам музыкальной деятельности, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов;
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии средствами музыки;
организацию коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах музыкально-творческой деятельности.
Выбор методов и приемов музыкального обучения и воспитания детей с проблемами определяется:
целями и задачами музыкально-эстетического развития детей;
специфическими особенностями воздействия музыки как одного из видов искусства;
возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей (их интересами и склонностями, уровнем подготовки, особенностями и степенью отклонений в их развитии);
разнообразием форм организации музыкальной деятельности; объемом и качеством музыкальной информации;
мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями музыкального развития.
Методы музыкального образования детей с разными проблемами основаны на общепринятых подходах к их классификации в дидактике, в музыкальной и специальной педагогике, учитывающих необходимость подбора для каждой категории детей с особыми образовательными потребностями такого сочетания методов и приемов, которые бы дали наибольший эффект.
Они должны органично взаимодействовать с методами и приемами коррекционно-педагогической работы, что требует тщательного их отбора и использования в оптимальном сочетании, с учетом конкретных условий, конкретной ситуации.
С одной стороны, отбор и композиция методов и приемов музыкального обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должны максимально способствовать музыкально-эстетическому развитию, с другой — отвечать особым образовательным потребностям детей и специфике коррекционно-педагогической работы.
В связи с этим педагоги, осуществляющие работу по организации музыкального образования таких детей, должны иметь достаточно высокую квалификацию и мастерски владеть технологией музыкально-коррекционного развития. Это требует хорошего знания основ музыкальной и специальной педагогики (а также основ смежных наук), постоянного творческого поиска.
Отбор и композиция методов в музыкальной педагогике очень тесно связаны с возрастными и индивидуальными особенностями детей и в основном определяются степенью выраженности у них нарушений развития.
Можно говорить о применении специальной образовательной технологии музыкального развития детей с особыми образовательными потребностями, в основе которой лежит процесс эмоционально-коррекционного воздействия музыки.
В данном случае под специальной музыкально-образовательной технологией понимается система педагогических действий, совершаемых в определенной последовательности и направленных на решение задач музыкально-эстетического развития и на реализацию заранее спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию нарушения и социальную адаптацию ребенка в окружающей среде.
Вместе с тем, поскольку технология предполагает использование разнообразных методов, мы считаем необходимым более детально рассмотреть основные группы методов музыкального обучения и воспитания, заранее подчеркнув, что это достаточно сложная задача, поскольку в специальной педагогике для каждой категории лиц с нарушениями в развитии характерны свои, особые методы и приемы, скорее даже различные их сочетания, подобранные в соответствии со спецификой нарушения развития. Важно отметить тесную взаимосвязь и взаимодополняемость методов.
Методы музыкального образования дошкольников с отклонениями в развитии можно подразделить на две группы — методы обучения и методы воспитания.
- Вопросы для контроля
- Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики.
- Вопросы для контроля
- Раздел п. Теоретические и дидактические основы музыкального воспитания детей с нарушениями в развитии Методы исследования музыкального развития детей с проблемами в развитии
- Метод наблюдения
- Педагогический эксперимент
- Изучение и обобщение педагогического опыта
- Анкетирование, беседа, интервью
- Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения
- Работа с литературными источниками
- Вопросы для контроля
- Роль музыкальной деятельности в психическом развитии проблемного ребенка
- Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами
- Дети 3 — 4 лет
- Дети 4 — 5 лет
- Дети 5 — 7 лет
- Вопросы для контроля
- Педагогические технологии коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии
- Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию музыкального восприятия
- Вопросы для контроля
- Основные направления коррекционной работы средствами музыки в доу компенсирующего вида
- Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания
- Восприятие музыки
- Детское исполнительство (пение, движения под музыку, музицирование)
- Вопросы для контроля
- Организация музыкальных занятий
- Вопросы для контроля
- Значение музыкального воспитания для коррекции недостатков речевого развития
- Вопросы для контроля
- Организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий с дошкольниками в доу компенсирующего вида
- Музыкально-игровая деятельность вне занятий
- Музыкально-дидактические игры
- Вопросы для контроля
- Музыкальное воспитание детей с нарушениями в развитии в условиях семьи
- Семейные праздники
- Вопросы для контроля
- Дополнительная литература