logo
StudMed

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение — самый важный и надежный способ получения си­стематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и про­цессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфи­ческие качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действитель­ности, обучение есть не что иное, как специфический процесс по­знания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учите­ля обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих спо­собностей.

Познавательная деятельность это единство чувственного вос­приятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (про*13' водительный и общественно полезный труд, ценностно-ориента-ционная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, констрУ11' рование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только процессе обучения познание приобретает четкое оформление в

312

^PTL

особой, присущей только человеку учебно-познавательной дея­тельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на Бербально-деятельностном подходе. Слово одновременно явля­ется средством выражения и познания сущности изучаемого яв-дения, орудием коммуникации и организации практической по­знавательной деятельности школьников. Оно тесно связано так-5ке с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание соци­альной значимости предметов, процессов и явлений окружаю­щей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру) а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к бо­лее полному и точному. Обучение не сводится к механической «пе­редаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитан­ники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может огра­ничиться только изложением знаний — он развивает и воспитыва­ет, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педаго­гического процесса.