Глава 29. Стресс и личность специалиста
Стрессы — вечный спутник жизни человека. Они необходимы для нормальной жизни и обеспечения здоровья человека. Стрессы опасны тогда, когда их воздействия превышают адаптационные возможности человека. Поэтому можно говорить о хорошем и плохом стрессе. Однако по мере развития цивилизации стрессовость жизни и деятельности людей возрастает, все более нарастает негативное воздействие стрессовых обстоятельств на психику и физиологию человека: техногенных катастроф, стихийных бедствий, социальных потрясений, насилия, этнических, межрегиональных, религиозных и других конфликтов.
i
437
Психологические травмы, возникающие в результате стрессовых воздействий, могут привести к стойким изменениям в личности как у участников этих событий, так и у членов их семей, близких, к нарушениям и даже разрушению психического и физического здоровья.
Термин «стресс» был введен канадским физиологом Гансом Селье для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома»). Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов, таких, как потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, температура и др. Эти неспецифические для конкретного заболевания реакции и были названы стрессом (в переводе с англ. — давление, напряжение). Одно из последних определений стресса таково: это «неспецифическая реакция организма на любое требование извне» (Г. Селье).
В дальнейшем этот термин стал широко использоваться не только в физиологии, но и в других областях знаний, в том числе и в психологии.
В настоящее время термином «стресс» обозначают широкий круг явлений: стрессовые ситуации, стрессоры, стрессовые состояния: разнообразные физиологические и психические состояния людей, возникающие в ответ на стрессовые воздействия (стрессоры и стрессовые ситуации).
Понятие «стресс» используется также для описания системы состояний человека в экстремальных, необычных, нетипичных обстоятельствах, условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В этом смысле^выделяется три вида стресса: физиологический, психологический и поведенческий. • В отечественной психологии исследования стресса тесно связаны прежде всего с разработкой проблем психической напряженности и эмоционально-волевой устойчивости, оказывающих большое, а порой и решающее влияние на профессиональную деятельность человека. Однако психологические проблемы стресса не ограничиваются и не сводимы к психической напряженности и эмоционально-волевой устойчивости. Они включают также проблемы гнева, агрессии, страха, паники, утомляемости, фрустраций, фобий и других феноменов индивидуальной и групповой, массовой психики.
Таким образом, под стрессом понимается общее явление, включающее в себя совокупность стрессовых факторов, ситуаций, обстоятельств и возникающих под их влиянием стрессовых состояний у людей..
, Стрессоры — настоящий и всеусиливающийся бич нашего времени. Однако это явление неоднозначное. Исследования специалистов показали, что в определенной степени стресс полезен для
438
человека, поскольку играет мобилизующую и побуждающую роль в его жизнедеятельности и способствует адаптации к изменившимся условиям жизни и деятельности. Вместе с тем если стрессовые воздействия на человека превышают его адаптационные возможности либо осуществляются в течение длительного времени, то они могут приводить к нежелательным негативным последствиям в психическом и физиологическом здоровье человека. Г. Селье выявил (и современные исследования подтверждают правомерность этого) три стадии в развитии стресса и стрессовых состояний.
1. Аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии некоторой напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу. Поэтому иногда 1-я стадия называется «предстартовой готовностью». Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто исчезают заболевания, которые относятся к разряду так называемых психосоматических: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Правда, к 3-й стадии они возвращаются с утроенной силой. Это хорошо известный феномен: во времена Великой Отечественной войны люди чрезвычайно редко болели простудными и другими «обычными» заболеваниями — настолько они были внутренне мобилизованы. Зато после окончания войны заболевания резко возросли. Аналогичный пример можно привести и из нашей действительности. В 1992—1993 гг., когда наше общество было стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими и политическими переменами, больницы и поликлиники опустели. Объясняется это тем, что люди вынуждены были мобилизовывать все имеющиеся у них в распоряжении адаптационные ресурсы, запас которых, конечно же, небезграничен, на выживание в сложных условиях.
2. Фаза резистентности, или сопротивления, наступает в том случае, если стрессогенный фактор слишком силен или достаточно длительно продолжает свое действие. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей человека. Он развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует он себя вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для первой стадии. Человек как бы «вработался» и готов к более или менее длительному проявлению усилий, напряжений по преодолению трудностей. При этом начинает ощущаться накопившаяся усталость.
3. Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает стадия истощения. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются слом-
439
ленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от 1-й стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние 3-й стадии больше похоже на «призыв о помощи», который может прийти только извне либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.
Таким образом, мы видим, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме. Такой затянувшийся стресс, достигший стадии истощения и всегда имеющий негативные последствия для нашего организма, Г. Се-лье определяет как дистресс (в переводе с англ. — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) и отличает его от собственно стресса (давление, нажим, напряжение).
Самые разные жизненные проблемы, под влиянием которых люди испытывают стресс, вызывают в их организме стереотипные биохимические реакции, направленные на повышение возможностей «человеческой машины» (Г. Сельё). Причем любая обычная, нормальная деятельность может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Стресс может быть приятным или неприятным, дистресс всегда неприятен (Г. Сельё).
Стресса не следует избегать, поскольку полная свобода от него означает смерть. Важно правильно использовать стресс как постоянный спутник жизни.
Что же касается дистресса, то от встречи с ним лучше уклониться. Если же он неизбежен в тех или иных обстоятельствах, то тогда необходима специальная психологическая подготовка человека, чтобы воздействия дистресса оказались либо менее разрушительными, либо были вообще нейтрализованы. Так, например, при обучении военнослужащих решению боевых и других сложных и трудных служебных задач, космонавтов, других специалистов, действующих в условиях гиперстресса, осуществляется наряду с другими видами и их психологическая подготовка. Одной из главных задач такой подготовки является повышение стрессо-устойчивости людей.
Дистресс, особенно в наиболее крайних формах, называемых гиперстрессом, может парализовать волю и интеллектуальную деятельность человека. В таком случае поведение людей осуществляется в двух основных формах: а) импульсивной, неконтролируемой активности; б) ступорного, заторможенного состояния. В определенной степени такие реакции на гиперстресс обусловлены своеобразием типов ВНД и чаще проявляются у людей с безудержным и слабым типами ВНД.
440
Согласно Г. Селье, исход взаимодействия со средой в равной мере зависит как от наших реакций на стрессор, так и от природы этого стрессора. Нужно осуществить разумный выбор: принять брошенный вызов и оказать сопротивление, уступить и покориться обстоятельствам либо использовать оба этих подхода в том или ином их сочетании. Г. Селье считает, что разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются минимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду и жилье. Люди нуждаются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в областях, требующих яркой одаренности и упорства, встречается так же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями.
Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлением к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно.
При анализе психологических проблем стресса в жизни и деятельности современного специалиста выделяют три основные частные проблемы:
1) стрессоры и стрессовые ситуации, обстоятельства, оказы-: вающие воздействие на специалиста;
2) психические состояния, возникающие у человека, у профессионала в таких условиях;
3) возможности психологически защищаться от негативных последствий стрессовых воздействий, недопущения, снижения
\ либо нейтрализации таких воздействий и их нежелательных по-'■■ следствий.
Очевидна взаимосвязь всех этих проблем, однако каждая из них имеет свое содержательное и функциональное своеобразие.
Истоки стрессовых состояний находятся прежде всего во внешней среде, и своеобразие стресса определяется в первую очередь
: ЭТИМ.
«Все многообразие стрессоров, вызывающих у человека стрессовые состояния, можно свести в три группы:
стрессоры прошлого времени (например, накопленные обиды, неудачи, ошибки прошлых лет, постстрессовые состояния, возникшие в результате воздействий прошедших экстремальных обстоятельств и т.п.);
стрессоры настоящего времени (любая проблема, болезни |ит.п.);
441
стрессоры будущего времени (предстоящая сдача экзаменов, возможный раздел собственности, развод и т.п.).
Знание и понимание истоков стрессовых состояний необходимо для более успешной их коррекции, а возможно, и недопущения.
Выделяются следующие разновидности стресса:
социогенный стресс. Социальная действительность (политическая, экономическая, нравственная, религиозная, семейно-бы-товая и т.д.) может стать (и по существу, перманентно является) мощным стрессогенным фактором. Война, социальная нестабильность, угроза жизни и гибель близких людей являются сильными стрессорами. Точно так же в мирной жизни потеря любви, собственности, друзей, родственников способна вызвать сильные стрессовые состояния. Социальными стрессорами могут служить также конфликты, как социальные, так и межличностного характера, препятствия к достижению целей, утрата работы и т.п.;
техногенный стресс, обусловленный опасностью, идущий от техники, искусственной среды обитания, жизни и деятельности людей;
профессиогенный стресс. Он связан с условиями, средствами, технологией, режимом, ритмом осуществления той или иной профессиональной деятельности, специальности (моряки, шахтеры, летчики, педагоги, журналисты и др.);
исключительно сильное стрессогенное воздействие на человека оказывают климатические и географические условия его жизнедеятельности, природные процессы, катаклизмы, катастрофы (ураганы, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, селевые потоки и т.п.) — природообусловленный стресс;
аутогенный стресс. Причиной стресса, стрессорами могут быть и те или иные черты личности. Например, обидчивость, мнительность или чувство неполноценности могут вызвать стресс и без влияния внешних стимулов. Отдельные черты личности способствуют неблагоприятному для человека восприятию и пониманию ситуации, оценке степени ее значимости и негативности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Паранойяльная установка личности, например, создает хронический стресс, приводящий к болезням адаптации, вызываемым постоянной готовностью отразить нападение враждебного окружения. Эта хроническая готовность к борьбе вызывает и поддерживает стресс. ^
Как отмечал Ю. М. Орлов, «стрессорами могут быть и особенности умственного поведения и мышления (так называемое патогенное мышление). Например, склонность к интерпретации поведения близких, как отклоняющихся от некоторых культурных стандартов, вызывает у интерпретатора эмоциональный стресс, состояние негодования, раздражительности и даже агрессии».
442
Особое значение в жизни и деятельности современного специалиста имеет социогенный стресс.
Все многообразие источников социогенного стресса можно свести в две группы стрессовых факторов: стрессоры макросоцио-среды и стрессоры микрогруппового характера.
Стрессогенные факторы макросоциосреды включают в себя:
1) стрессогенные факторы, связанные с особенностями социальной среды, в которую погружен человек: степень стабильности той или иной экономической, политической, правовой, нравственной, криминогенной и другой ситуации, того или иного уровня жизни населения и т.п.;
2) факторы, связанные с особенностями современной деятельности государства: особенности его внутренней и внешней, военной, образовательной, экологической и другой политики в основных сферах жизни и деятельности людей, его обязательность в исполнении своих решений, готовность и способность отстаивать интересы основной массы населения страны;
3) факторы деятельностного характера, такие как: возможности реализации права на труд, степень обеспеченности средствами и материалами на производстве, социальная защищенность труда, повышение экстремальности современного труда фактически во всех сферах и др.;
4) факторы информационно-технологического характера, связанные с содержанием и динамикой информационного поля, в котором находится современный человек, с проблемой информационно-психологической опасности, исходящей от средств массовой информации: искажение, предвзятость информационного воздействия СМИ; навязывание агрессивных, асоциальных норм и правил поведения, индивидуализма, сексуальной распущенности, вседозволенности, обесценивания жизни и личности человека; бесцеремонность и манипулятивный характер информационного воздействия.
Микрогрупповыми стрессорами могут выступать возникающие в коллективе конфликты сотрудников, особенно конфликты с руководством, несовместимость сотрудников, низкая культура отношений, неадекватный стиль руководства и искажения в оценочной деятельности руководителей, нарастание тревожности и психической напряженности у сотрудников, различного рода психические травмы (потеря близкого человека, серьезные заболевания, физическое и психологическое насилие и др.).
Под влиянием тех или иных стрессоров или их совокупности у людей и возникают соответствующие психические стрессовые состояния.
Диагностика и коррекция стрессовых состояний будут более осмысленными, предметными и успешными на общем фоне представлений о психических состояниях человека.
443
Рассмотрим кратко и в общих чертах эту проблему.
Особый класс психических явлений человека составляют психические состояния, под которыми принято понимать своеобразие функционирования психики человека в данный момент или в течение какого-то времени. Психические состояния характеризуют определенный настрой психики человека, ту или иную ее функциональную готовность. Они играют исключительно большую роль в жизнедеятельности человека, поскольку непосредственно регулируют поведение и деятельность людей.
Различают следующие психические состояния человека:
а) функциональные: интеллектуальные, эмоциональные, волевые, психомоторные, мотивационные. Преобладание и явное доминирование тех или иных функциональных состояний необходимы для успешного осуществления соответствующей деятельности.
Например, учебно-познавательная деятельность не может быть эффективной, если не создан соответствующий настрой интеллектуально-познавательной сферы личности при определенном фоновом настрое мотивационной, эмоциональной и волевой сфер; если не создана и не поддерживается соответствующая психологическая атмосфера в учебной группе. И наоборот, чрезмерная актуализация мотивации или эмоциональных состояний может отрицательно повлиять на качество учебно-познавательной деятельности.
Однако функциональные психические состояния в чистом виде бывают крайне редко. Обычно целостно функционирующая психика характеризуется так называемыми общими психическими состояниями;
б) общие психические состояния: подъем, угнетение, готовность, апатия, уверенность, неуверенность и др. В общих психических состояниях своеобразно включены и представлены отдельные, несколько или все функциональные состояния психики.
В общих психических состояниях функциональные могут быть представлены в более или менее гармонизированном виде либо отдельные из них могут доминировать, определяя своеобразие общего настроя психики человека.
В психологии используется и такой термин, как общий функциональный настрой психики человека на соответствующую задачу, деятельность.
Своеобразие психических состояний человека обусловлено следующими обстоятельствами:
1) ситуацией, внешней средой, целями, задачами и средствами деятельности;
2) значимостью для человека этих внешних обстоятельств: чем большее значение для человека имеют внешние обстоятельства и ожидаемые результаты его деятельности, тем более высок уровень
444
функционирования его психики, тем интенсивнее проявляются его психические состояния;
3) степенью подготовленности и готовности человека решать соответствующие задачи в конкретных условиях;
4) способностью человека управлять своими психическими состояниями, контролировать и корректировать динамику и уровень их функционирования.
Как уже отмечалось выше, под стрессовыми в психологии понимают разнообразные психические состояния людей, которые возникают и развиваются у них в экстремальных, стрессовых условиях, обстоятельствах. Стрессовые состояния (подъема, готовности, мобилизованности, апатии, страха, уныния и т.п.) могут иметь как личностный, так и групповой характер. В зависимости от уровня, степени выраженности стрессовых состояний они по-разному воздействуют на психические, физиологические и физические возможности человека и его деятельность: могут либо стимулировать, повышать ее эффективность, либо, наоборот, снижать качество деятельности и поведения людей. В связи с этим выделяют и такое основание для классификации психических состояний людей: характер их влияния на деятельность и поведение.
По характеру влияния на деятельность и поведение человека психические состояния могут быть стеническими, способствующими успешности действий, и астеническими, отрицательно влияющими на деятельность и ее результаты.
Стенические психические состояния личности: активность, подъем, энтузиазм, мобилизованность психики, психологическая готовность к деятельности, уверенность, решимость и др.
Подготовка специалиста предполагает формирование соответствующих базовых основ для возникновения таких психических состояний: высокого профессионализма, прочных нравственных убеждений, устойчивой системы ценностных и смысловых образований личности, воли, умений и навыков саморегуляции психических состояний.
Астенические психические состояния личности: пассивность, утомление, усталость, тревожность, страх в разных формах его проявления, неуверенность, психическая напряженность, де-морализованность, апатия, фобические состояния, фрустрации и др.
Недопущение и успешное преодоление астенических психических состояний — одна из проблем современной социальной действительности. Основы ее разрешения при определенном подходе могут закладываться и в вузе, где одной из задач подготовки специалистов выступает повышение стрессоустоичивости личности будущего профессионала и в целом его психологической защищенности от стрессовых воздействий социальной среды и обстоятельств профессиональной деятельности.
445
Решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний у человека, в том числе и стрессовых, являются не только и даже не столько объективно существующая ситуация, степень ее опасности, сложности, трудности, новизны, неожиданности и т.п., сколько ее понимание и оценка человеком, субъективная, личная значимость, характер и отношение личности к этой ситуации, другие своеобразия психики человека. Индивидуальное отражение объективной реальности в сознании человека влияет на его субъективную оценку степени опасности, угрозы, последствий ситуации и своих возможностей и в соответствии с этим участвует в выработке приспособительных реакций человека.
, Привычным явлением стал стресс на работе. Фактически любая служебная ситуация может стать и является потенциальным источником стресса. К числу наиболее распространенных стрессовых ситуаций, возникающих на работе, относятся:
неорганизованность или неспособность распределять время; конфликт с начальниками или коллегами; недостаточная квалификация специалиста, его профессиональная неподготовленность; чувство перегруженности работой; слишком высокая или слишком низкая ответственность; неспособность укладываться в сроки; неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе;
неумение применять свои навыки; скука;
отсутствие поддержки со стороны руководства и др. ^ Стресс на работе часто возникает как следствие рассогласования ожиданий специалиста и реальной обстановки, когда ожидания чрезмерно завышены или неразумны, когда человек завышает свои возможности. Это приводит к угасанию энтузиазма, разочарованию в работе и даже к опустошенности, когда человек совершенно теряет интерес к работе. Опустошение является результатом длительного воздействия стрессовых условий работы. Оно может появиться у каждого, но в большей мере ему подвержены те, кто профессионально постоянно имеет дело с людьми: работники здравоохранения, правоохранительных органов, учителя. * Синдром опустошенности чаще возникает у тех, кто выполняет повторяющиеся или монотонные действия, не получая при этом положительной обратной связи, испытывает большую опасность, длительно осуществляет работу в условиях сенсорной и интеллектуальной депривации (это характерно для моряков в длительных плаваниях, особенно для подводников, для буровых бригад нефтяников, работающих вахтовым методом, и др.). По мнению специалистов, наиболее подвержены проявлению синдрома опусто-
446
шенности трудоголики, педанты, эгоисты, идеалисты. Опустошение всегда приводит к резкому снижению энергетики и эмоциональному истощению.
Основные признаки и симптомы опустошенности таковы: проявления апатии, безнадежности, беспокойства, враждебности, недомоганий, конфликтных отношений с сотрудниками, обидчивости, пессимизма, равнодушия, скуки, раздражительности, разочарований, ощущений беспомощности, ненужности и других негативных психических состояний, актуализация проблем сексуальности, семейного, супружеского характера.
Одним из самых сильных стрессоров является неумение специалиста правильно распределить время. В таком случае человек утрачивает возможность сделать то, что необходимо, получить удовольствие от того, чем хотел бы заняться. Не успевая разрешить весь круг желаемых и необходимых проблем, человек постоянно испытывает состояние психического напряжения, которое мешает ему нормально осуществлять свою жизнедеятельность.
Психическая напряженность — одно из наиболее часто встречающихся стрессовых состояний. Истоки этого состояния самые разные. На работе наиболее типичными стрессорами, вызывающими у специалиста психическую напряженность, являются: дефицит времени, гиперответственность, ограниченность информации о тех или иных обстоятельствах профессиональной деятельности, высокая динамика либо, наоборот, монотония трудовой деятельности, низкий уровень социальной защищенности работника, нехватка средств и ресурсов для успешной деятельности, высокая интенсивность труда и др.
Напряженность — это состояние повышенного функционирования психики и организма человека в тех или иных обстоятельствах.
По мнению психологов, изучавших влияние напряженности психики на качество профессиональной деятельности специалистов, напряженность по-разному сказывается на простых и сложных действиях (см.: Война. Океан. Человек. — М., 1974. — С. 44—46).
Мобилизация возможностей человека всегда сопряжена с определенным внутренним, в том числе и психическим, напряжением. Оно усиливается при переживании человеком ответственности за выполнение задач, воздействии определенных условий, том или ином нежелательном поведении окружающих, напряжении воли, ума и физических сил.
Различные степени внутреннего напряжения по-разному отражаются на действиях человека и его поведении. До тех пор пока внутреннее напряжение специалиста не переросло по интенсивности некоторый предел, границу, оно проявляется в виде подъема. Он собран, внутренне мобилизован и все делает быстро, четко, безошибочно. Его мысль работает ясно, реакции мгновенны. Но когда
447
предел перейден, возникает перенапряжение, в результате которого качество действий человека ухудшается. Причем чем больше перенапряжение, тем существеннее его ошибки в действиях.
Ухудшение действий специалиста находится в зависимости от нарастания перенапряжения (рис. 17). Вначале (участок кривой а, обозначенный цифрой ф) в результате перенапряжения в деятельности возникают неточности, затруднения в протекании умственных процессов. Человек становится невнимательным, что-то забывает, порой трудно соображает, скорость мышления падает. По мере дальнейшего усиления перенапряжения возникают осечки, сбои даже в хорошо, казалось бы, отработанных действиях — в сложных (участок 0), а потом и в простых (участок ф) умениях и навыках: схватился не за ту рукоятку или переключил ее не в ту сторону.
Перенапряжение приводит к запредельному напряжению, невыносимому вообще для психики человека и его мозга. Если до этого напряжение сказывалось только на профессиональных действиях, то теперь оно приводит к нравственным и волевым нарушениям (участок (4)), а затем (участок (5)) и к полному срыву поведения — истерическим реакциям, оцепенению, полному безразличию.
Норма действий
Норма поведения
Предел полезности напряжения для действий
Нравственный
напряжения!
Перенапряжение
Запредельное напряжение
П„
Рис.17
Пи
Интенсивность внутреннего напряжения
448
Схема свидетельствует о неодинаковой устойчивости различных компонентов духовных сил человека к предельным нагрузкам. Наиболее устойчиво поведение человека (кривая г). Опыт и научные наблюдения свидетельствуют и о разной устойчивости навыков и умений: более сложные, с преобладанием умственного компонента (кривая б), сильнее поддаются влиянию внутреннего напряжения, чем простые, двигательные (кривая в).
Крайние формы перенапряжения могут возникать мгновенно, но процесс нарушений может протекать и последовательно. Следует подчеркнуть, что предел напряженности для каждого человека индивидуален. В одной и той же обстановке у одного возникает запредельное напряжение, у другого — нормальное.
Существует понятие так называемого травматического стресса, острой формы стрессовой реакции человека, при которой происходит перегрузка психологических и физиологических адаптационных возможностей человека, разрушающих (либо снижающих) возможности его психологических и физиологических защит, что вызывает психологическую тревогу, напряженность, нежелательный интеллектуальный, эмоциональный и мотиваци-онный дискомфорт.
Травматический стресс — это переживания нетипичного характера, результат особого взаимодействия человека со средой. Это, по своей сути, нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. При травматическом стрессе возможны проявления повторяющихся интенсивных негативных переживаний при столкновении человека с чем-то, напоминающем травматическое событие. Так, например, если человек когда-то тонул, его охватывает панический ужас, когда он попадает в реку с неспокойным течением или в штормовое, неспокойное море. У этих людей нередко появляется чувство укороченного будущего, когда они попадают в обстоятельства, напоминающие давно прошедшее психотрав-мирующее событие.
При травматическом стрессе у человека нарастает тревожность, появляются ночные кошмары, порой он противится засыпанию. Вообще, бессонница часто вызывается высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, ощущением сильной психической, душевной и физической боли. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь даже при незначительных психических неблагополучиях.
К числу других проявлений травматического стресса относятся вспышки гнева, повышенная раздражительность, нарушения памяти и концентрации внимания, настороженность, преувеличенное реагирование порой на самые обычные обстоятельства.
Истоки травматического стресса разнообразны. Особую роль в этом играет чувство вины — одно из самых непродуктивных и раз-
w h А Сластении
рушительных переживаний человека. Человек с таким чувством как бы застревает в прошлом, он стремится наказать себя за содеянное, искупить вину и потому деструктивно, разрушающе действует на себя под влиянием болезненного чувства личной ответственности за прошлые события, обстоятельства.
Травматический стресс обусловлен многими обстоятельствами, среди которых выделяются нереализуемая потребность в справедливости, в социальной справедливости, осознание смерти, конца жизни, переживание горя, особенно сильного, патологического характера, под влиянием неожиданных утрат близких людей, социальных потрясений, актуализация у подавляющей массы населения невозможности в полной мере реализовать потребности в защищенности и др.
Современная медицина считает, что стресс является основной причиной многих заболеваний. Вместе с тем стресс все больше становится повседневным условием нашей жизни, возникает привычка к нему, мы научились жить со стрессом.
Различают три группы признаков стрессовых состояний человека: физическую, эмоциональную (психологическую) и поведенческую.
\ Основные физические признаки стресса: бессонница, боли (головы, в груди, животе, спине, шее), головокружения, мышечные боли, обострение аллергических реакций, повышение потливости, подверженность травмам, расстройства желудка, потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода, сонливость, слабость, хроническая усталость, повышенная утомляемость, сексуальные расстройства и др.
Психологические признаки стресса: беспокойства, повышенная возбудимость, гнев, депрессия, невозможность сосредоточиться, путаница мыслей, агрессивность, ночные кошмары, озабоченность, отдаленность от людей, раздражительность, плохое настроение, состояние прострации, ощущение беспомощности, страха, психическая напряженность, тревожность и др.
Поведенческие признаки стресса: импульсивность поведения, кусание ногтей, потеря интереса к внешнему облику, своему имиджу, скрежетание зубами, злоупотребление алкоголем, усиленное курение, хронические опоздания, частые откладывания дел, нервный смех, чрезмерное употребление лекарств, ненормативная лексика и др. /
Все названные симптомы выступают признаками нередко скрытого стресса. Специалисту важно видеть стрессовые состояния у сотрудников и диагностировать такие состояния у себя.
В целом такие состояния могут быть как позитивными, конструктивного характера, так и негативными, деструктивного плана.
К числу позитивных психических состояний специалиста в стрессовых обстоятельствах могут быть отнесены: психологическая
450
готовность его к деятельности, уверенность в своих силах, оптимизм, чувство ответственности, мобилизованность, собранность, решимость действовать, смелость, целеустремленность и др.
К негативным психическим состояниям относятся: страх, психическая напряженность, неуверенность, апатия, безразличие, деморализация, усталость, сомнения, агрессивность, подозрительность, пессимизм, сомнения, фрустрационные и другие дезадап-тационные состояния человека.
Вполне очевидно, что успешность профессиональной деятельности и вхождения в коллектив, самоутверждение в нем специалиста во многом зависят от всех этих состояний. И потому знание их специфики, истоков, путей, средств и способов нейтрализации, недопущения одних и актуализации других важно для специалиста любого профиля, особенно в экстремальных условиях его жизни и деятельности.
При этом важно знать, что характер и степень проявления тех или иных психических состояний людей (как индивидов, так и социальных групп) зависят не только от объективных условий их жизни и деятельности, но и от субъективного восприятия, понимания и отношения людей, их физических и психических особенностей и состояний. Особую роль в этом играют степень значимости для личности происходящих событий, характер и уровень ее самооценки, притязаний, волевая подготовленность и способность к регуляции своих психических состояний.
Люди, относящиеся к жизни уверенно, осмысленно — рационалисты, они более устойчивы к стрессовым воздействиям. Влияние стрессовых факторов зависит и от того, в какой степени люди испытывают потребность в стрессовых ситуациях. Есть люди, которым нужна жизнь, полная стрессов. Есть категория людей, у которых, наоборот, проявляется стремление к тихой и спокойной жизни, они стараются уклониться, уйти от активной, полной перемен жизни. А есть люди, которые достаточно уверенно себя чувствуют как в спокойной, так и в стрессовой обстановке.
В целом же считается общепризнанным, что сопротивляемость, неподверженность человека стрессу часто бывает обманчивой. Особенно это касается опасных и повышенно-стрессовых профессий. Специалисты, которые считают, что они устойчивы к стрессу, со временем обнаруживают у себя различные стрессогенные заболевания (сердечно-сосудистого, неврологического, кишечно-желу-дочного, психического и другого характера).
Однако снизить степень негативного воздействия стрессовых обстоятельств на человека можно при определенном подходе. Для этого прежде всего необходимо определить тип своей личности, чтобы легче совершать переход к более высокой устойчивости к стрессам, успешнее формировать готовность действовать в стрессовых обстоятельствах. Ведь, как правило, такие обстоятельства от
451
человека не зависят и коррекции не поддаются. Однако изменить отношение к стрессовым обстоятельствам, выработать уверенность и готовность действовать в условиях стресса, повысить психологическую устойчивость к нему вполне возможно. В таком случае мозг человека научается иначе интерпретировать стрессовые события, наращивая положительный опыт поведения и действий человека! И физически, и психологически люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, на стрессовые воздействия. Считается, что первопричиной стрессовых симптомов являются определенные черты характера и взгляды человека на жизнь. В этом смысле различают два типа людей: Аи В. Наиболее типичные, характерные черты, свойственные этим типам, представлены в таблице (см.: Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1995).
Характерные черты личности
Тип А Тип В
— Агрессивные и «заводные» — Неагрессивные
— Быстроговорящие и нетерпе- — Не ощущающие бега вре-ливо слушающие мени
— Много и резко двигающиеся — Не склонные к соревнова-
— Имеющие искаженное чув- нию
ство бега времени — Расслабленные и неспеш-
— Нетерпеливые ные
— Ориентированные на успех — Спокойные
— Остроконкурентные
Примечание. Существуют специальные методики по выявлению типов поведения людей в стрессовых, экстремальных обстоятельствах.
Люди со стереотипом поведения А более подвержены ишеми-ческой болезни сердца и другим связанным со стрессом заболеваниям. У них сильнее сердечно-сосудистая реакция на стресс, быстрее увеличивается кровяное давление, выше уровень холестерина, быстрее развивается атеросклероз, чем у людей типа В. Люди типа А страдают от гораздо большего числа стрессов и болеют намного чаще, чем люди типа В. Им труднее сдерживать гнев — эмоцию, наиболее сильно и негативно влияющую на состояние здоровья и поведение человека.
Гнев может быть как результатом стресса, так и его причиной. Однако в любом случае он мешает действовать эффективно и вести психически здоровую жизнь.
В борьбе с гневом лучший способ — предупредить его появление, найти возможность предотвратить ситуации, его провоцирующие, изменить отношение к ним.
Люди типа В или АВ (промежуточный тип) проявляют меньше враждебности, агрессивности, нетерпения, чаще сохраняют са-
452
мообладание, способность расслабиться, более результативны в действиях в стрессовых ситуациях.
Особую роль в обеспечении успешности деятельности специалиста в стрессовых, дезадаптационных обстоятельствах играет наряду с профессиональной его психологическая подготовка.
Психологическая подготовка личности — это специально организованный процесс (через осуществление комплекса содержательных и технологически-процессуальных педагогических мероприятий) воздействий на человека и социальную среду, следствием которых является повышение функциональной надежности психики, ее способности проявить свой профессиональный, нравственный, мотивационный, интеллектуальный и другой потенциал в любых стрессовых и даже экстремальных, чрезвычайных обстоятельствах.
Выделяют следующие основные группы задач психологической подготовки специалиста к профессиональной деятельности:
1-я группа: задачи статико-динамического характера, вытекающие из таких характеристик факторов стрессового воздействия на человека и коллектив, отдельных стрессоров, стрессовой ситуации в целом, как сила воздействия, длительность и динамика.
Сила воздействия стрессовых факторов обусловлена не только их физическими параметрами (сила звука, света, удара и т.п.), но и степенью значимости для человека таких воздействий. Для действия в таких обстоятельствах необходимо формировать устойчивость психики специалиста как ее способность противостоять воздействию раздражителей большей силы.
Стрессовые воздействия на человека могут оказаться не только кратковременными, импульсивными, но и длительными, однообразными, монотонными. Для успешной деятельности в таких обстоятельствах психика специалиста должна обладать достаточно высокой выносливостью.
И конечно же, современная жизнь, ее стрессовые обстоятельства характеризуются большой изменяемостью, динамичностью, подвижностью. А это требует от психики специалиста высокой переключаемости, мобильности, гибкости, адаптивности.
При достаточной сформированности, устойчивости, выносливости, гибкости, переключаемости, адаптивности психики специалиста можно говорить о том или ином уровне ее надежности и готовности действовать успешно в условиях влияния стрессоров статико-динамического характера.
2-я группа — задачи содержательного характера: формирование у человека любви к своей профессии, специальности, уверенности в ее общественной и социальной значимости, оптимизма в отношении ее перспектив, доверия своей профессиональной подготовленности, интеллектуальным, волевым и физичес-
453
ким возможностям, уверенности в надежности сотрудников, в их порядочности и готовности помочь.
3-я группа — задачи методического характера: овладение специалистом методами регуляции психических состояний, умениями осуществлять психологические защиты от дистресса.
Особо актуальными для современной жизни и деятельности специалиста являются повышение его психологической защищенности, использование им разнообразных форм и видов психологических защит от стресса, а особенно от дистресса.
Психологические защиты — это использование систем регулятивных механизмов, приемов, соответствующих форм и способов поведения и деятельности, направленных на локализацию, устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними дестабилизирующими обстоятельствами, факторами как реального, так и мнимого характера.
Психологические защиты направлены на сохранение стабильности личности, ее отдельных функций, систем: самооценки, образа «Я», образа мира, других базовых личностных структур. Психологические защиты личности включают в себя ряд относительно самостоятельных систем защиты:
а) внутриличностные механизмы психологических защит, основу которых составляют выявленные Зигмундом и Анной Фрейд механизмы. Интерес в этом отношении представляет анализ основных защитных механизмов личности П.Лейстера (см.: Лей-стер П. Не давайте себя в обиду. — Новосибирск, 1976; Абрамова Г. С. Практическая психология. — Екатеринбург, 1998);
б) защиты процессуального, деятельного плана, которые достигаются формированием умений и навыков профессиональной деятельности, наращиванием профессиональной культуры специалиста. Душевную боль, другие стрессовые состояния можно лечить переключением на деятельную жизнь. Душевные страдания могут снизить и даже снять физические нагрузки;
в) защиты поведенческого характера, когда человек как бы надевает на себя те или иные социально-психологические маски, исполняет те или иные ролевые функции (агрессора, обвинителя, жертвы, защитника, шута, флюгера, доброго парня, критикана, хулигана и др.), избирает удобные для него стили поведения и деятельности. Все это далеко не всегда соответствующее сути и содержанию личности поведение, смягчает негативность идущих на нее стрессовых воздействий, амортизирует психологические удары на личность (см.: Литвак М. Е. Психологическое айкидо. — Ростов н/Д, 1992);
г) негативность стрессовых воздействий социальных обстоятельств (да и других тоже) снижает повышение коммуникативной культуры личности.
454
Объем данной книги не позволяет обстоятельно и полно раскрыть все называемые системы защит от негативного стресса. В самом общем виде их можно представить в виде следующих правил психологической защиты и сохранения душевного равновесия.
Правило первое: нет ситуаций, из которых нельзя найти более или менее приемлемый выход. Это так называемый принцип Мюнхгаузена: безвыходных положений не бывает. Это правило требует от человека формирования у себя внутренней установки именно на такое поведение и использование преимущественно рациональных механизмов регулирования поведения, «держать эмоции в узде».
Правило второе: не сжигайте сегодняшнюю энергию переживаниями прошедшей и предполагаемой беды.
Правило третье: знайте свой темперамент и научитесь им управлять, чтобы справиться с душевной болью.
Правило четвертое: не выставляйте напоказ личные переживания, но и не оставайтесь долго наедине с горем, не замыкайтесь в беде. Попробуйте найти утешение, призвав на помощь искусство, юмор, увлечение, помогайте по возможности другим.
Правило пятое: если вы сдержанны и вам трудно раскрыть свое состояние даже близким людям, опишите все случившееся врачу, домашнему животному, изложите на бумаге, а затем ее сожгите.
Правило шестое: идите к людям с добром, желанием помочь. Помните: зло рождает зло, агрессия — агрессию, а добро — добро. Известно, что у каждого человека есть как доброе, так и недоброе начало. Очень важно, чтобы актуализировалось положительное начало. В этом случае будет создаваться такое биоэнергетическое пространство, в котором каждый человек почувствует себя более комфортно и психологически защищеннее.
Более счастливы и удачливы, более психологически защищены люди чуткие, внимательные, несущие радость, добро, внимание. Люди агрессивные разрушают свою психологическую защищенность, становятся более уязвимыми, утрачивают уравновешенность и в конечном итоге оказываются в проигрыше.
Не создавайте вокруг себя психологический вакуум высокомерием, пренебрежением, чванством, холодностью по отношению к людям: как аукнется, так и откликнется. Создавайте аттракцию.
Если человек не может стать вашим другом, то не делайте его, по крайней мере, и своим недругом, не говоря о враге.
Правило седьмое: боритесь до конца, не утрачивайте надежду на успех.
Надейтесь больше на себя, на свои силы и возможности и потому постоянно и всесторонне готовьте себя к испытаниям жизнью. Творите свою жизнь по своим меркам и возможностям.
Правило восьмое: снизьте личностную значимость ситуации. Не спешите корить себя за ту или иную неудачу. Постарайтесь найти
455
и оправдание своим действиям, как бы снизить неуспех, компенсировать его тем, что смягчает последствия, объясняет случившееся. Важно сказать себе правду и как бы самортизировать, смягчить психологический удар. Это так называемый принцип матраца, соломенной подстилки, когда мы от эмоционального восприятия ситуации идем к рациональному ее осмыслению, анализу.
Только не увлекайтесь самовыгораживанием, иначе может получиться, что виноваты другие, вы же — всего лишь жертва обстоятельств.
Принимайте жизнь такой, какая она есть, и не сетуйте на обстоятельства. Выбор способа действия и поведения — за вами. Вам дано право выбора.
Правило девятое — правило успеха: важно увидеть и зафиксировать пусть даже малозаметные свои удачи, а порой и специально их создавайте. Ведь они — результат ваших действий, вашего поведения. Успех же окрыляет, рождает уверенность, в целом психологическую защищенность.
Находите в своей жизни хорошие стороны, возможность получать от этого радость и удовольствие. Укрепляйте уверенность в себе, доверие своим силам и возможностям. Сила человека — в радости, но не в горе.
Правило десятое — правило выгоды: научитесь извлекать психологическую выгоду из создавшейся ситуации, какой бы сложной для вас она ни была. Старайтесь оценивать ситуацию с разных позиций. Это поможет вам изменить свое отношение к возникшим проблемам и даже повысить психологическую защищенность.
Показательным в этом отношении является пример с многократным чемпионом Европы и Олимпийских игр советским бегуном В. Борзовым. Вот как он раскрывает свой способ психологической защиты: «Я стараюсь не замечать всего того, что может испортить настроение перед стартом. Более того, я приучил себя радоваться всякому обстоятельству, которое хоть как-то может повлиять на ход борьбы. Скажем, дует ветер. Прекрасно! У меня большой вес, значит, мне бороться с ветром легче, чем любому из соперников. Чем сильнее ветер, тем лучше! Ветер в спину? Еще большее везение. При моей массе это лучше поможет, чем соперникам. Это же элементарная физика! Дождь? Превосходно! Он сделает беговую дорожку более твердой. Это чрезвычайно удачное обстоятельство. Кроме того, в дождь, в сильную грозу я впервые стал чемпионом страны и пробежал 100 метров за 10.00. Приятно вспомнить такое.
Мне по жребию досталась восьмая дорожка. Тренеры приуныли. А я, узнав об этом, обрадовался: очень удобно следить за соперниками. Чуть глянул влево — и все как на ладони...»
Правило одиннадцатое: умейте на время отвлечься. Полезно на какое-то время забыть о трудностях, проблемах, переключить вни-
456
мание на другие виды деятельности, отдых, общение с товарищами.
Правило двенадцатое: не предъявляйте чрезмерных требований к себе и окружающим. Не живите в страхе, что вы хуже других. Не завидуйте успехам других, принимайте это как должное и с радостью. Принимайте людей такими, какие они есть. Старайтесь видеть в людях как можно больше достоинств, не выказывайте раздражения к окружающим.
Правило тринадцатое: не торопите обстоятельства, а если они сильнее вас, не делайте из них трагедии. Ситуация, возможно, разрешится сама собой. Это правило созвучно принципу Атоса: утро вечера мудренее. Или вспомним М. Жванецкого: организм, возможно, соберет себя сам и начнет действовать.
Помните, что все имеет свое начало и конец. Неудачи, страдания, вражда и ненависть имеют преходящий характер.
Однако и не затягивайте свои негативные переживания — это может привести к психическим и соматическим заболеваниям.
Правило четырнадцатое: постоянно прояшшйте заботу о здоровье своего тела: в здоровом теле легче сохранить здоровый дух. Но не забывайте и о здоровье своего духа — огромной как созидательной, так и разрушительной силе, главенствующей и над своим телом. Содержите себя в нравственной, психологической и физической, физиологической чистоте и опрятности.
Чаще используйте «золотые слова», комплименты как в адрес окружающих, так и по отношению к себе.
Чаще используйте приемы психологического айкидо (М. Е.Лит-вак).
Важно осмыслить эти правила и применять их, сообразуясь с ситуацией и исходя из собственных возможностей. При этом особое внимание рекомендуется обратить на развитие так называемого, саногенного мышления (Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте смысл термина «стресс».
2. Как соотносятся такие понятия, как «стресс», «стрессоры», «стрессовые ситуации», «стрессовые состояния», «дистресс»?
3. Что вы понимаете под физиологическим, психологическим, поведенческим стрессом?
4. Раскройте основные стадии развития стресса и стрессовых состояний по Г. Селье.
5. Проанализируйте основные разновидности стресса.
6. Дайте анализ основных факторов социогенного стресса.
7. Какие разновидности психических состояний человека вы знаете?
8. Проанализируйте основные источники стресса на работе.
9. Дайте характеристику наиболее типичных стрессовых состояний человека.
457
10. Покажите особенности влияния стрессовых состояний на эффективность профессиональной деятельности специалиста.
11. Раскройте ваше понимание травматического стресса и его истоков.
12. Проанализируйте основные признаки стресса.
13. Какие личностные особенности оказывают позитивное влияние на устойчивость специалиста к стрессу?
14. Раскройте основные задачи психологической подготовки специалиста как условие повышения его стрессоустойчивости.
15. Что вы понимаете под психологическими защитами личности? Раскройте их основные системы.
16. Раскройте содержание основных правил повышения психологической защищенности специалиста от негативного влияния стрессовых обстоятельств.
- 347340. Г Ослгадоиск. Пр. ЯЛира. 43 Ten. S-73-46. Фаю 3-4&-24 окпо 46674321 £qq
- Часть I. Психология
- Глава 1. Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии
- Глава 2. Психика и мозг
- Глава 3. Принципы и методы психологии
- Глава 4. История развития психологических знаний
- Глава 5. Понятие личности.
- Глава 6. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера человека
- Глава 7. Психические познавательные процессы
- Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности
- Глава 9. Психотипические и индивидуально-психологические особенности личности
- Часть II. Педагогика
- Глава 10. Педагогика в системе наук о человеке
- § 1. Общее представление о педагогике как науке
- §2. Объект, предмет и функции педагогики
- § 3. Образование как социальный феномен
- §4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
- §5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Глава 11. Методология и методы педагогических исследований
- § 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- § 2. Философские основания педагогики
- §3. Общенаучный уровень методологии педагогики
- §4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
- § 5. Организация педагогического исследования
- §6. Система методов и методика педагогического исследования
- Глава 12. Аксиологические основы педагогики § 1. Обоснование новой методологии педагогики
- §2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- § 3. Понятие о педагогических ценностях
- §4. Классификация педагогических ценностей
- §5. Образование как общечеловеческая ценность
- Глава 13. Развитие, социализация и воспитание личности
- § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- §2. Сущность социализации и ее стадии
- §3. Воспитание и формирование личности
- §4. Роль обучения в развитии личности
- §5. Факторы социализации и формирования личности
- § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Глава 14. Содержание образования
- § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
- §2. Теории формирования содержания образования
- §3. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования
- §4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
- §5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
- Глава 15. Педагогический процесс как система и целостное явление
- § 1. Исторические представления о педагогическом процессе как целостном явлении
- § 2. Понятие о педагогической системе Виды педагогических систем
- §3. Общая характеристика системы образования
- §4. Сущность педагогического процесса
- § 5. Педагогический процесс как целостное явление
- Глава 16. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
- § 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике
- §2. Законы и закономерности педагогического процесса
- §3. Понятие о принципах педагогического процесса
- §4. Принципы организации педагогического процесса
- §5. Принципы управления деятельностью воспитанников
- Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса
- § 1. Особенности осуществления целостного педагогического процесса
- §2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- §3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- §4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- §5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся
- §6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- §7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- Глава 18. Цель воспитания как педагогическая
- § 1. Генезис целей воспитания
- §2. Цель воспитания как система целей
- §3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания
- §4. Общая и индивидуальные цели воспитания
- Глава 19. Теоретические основы воспитания в целостном педагогическом процессе
- § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
- §2. Сущность личности в гуманистической концепции
- §3. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- §4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
- Глава 20. Формирование базовой культуры
- § 1. Философско-мировоззренческая подготовка специалиста
- §2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- §3. Формирование основ нравственной культуры личности
- §4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- §5. Формирование эстетической культуры учащихся
- §6. Воспитание физической культуры учащихся
- Глава 21. Учебно-воспитательный коллектив
- § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
- § 2. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
- §3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
- §4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного
- § 5. Основные условия развития коллектива
- Глава 22. Теоретические основы обучения
- § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- §2. Функции обучения
- §3. Методологические основы обучения
- §4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
- §5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- §6. Виды обучения и их характеристика
- §7. Современные теории обучения (дидактические концепции)
- Глава 23. Формы организации педагогического процесса
- § 1. Понятие о формах организации педагогического
- §2. Общая характеристика классно-урочной системы
- §3. Урок — основная форма организации педагогического процесса
- §4. Дополнительные формы организации педагогического процесса
- §5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса
- Глава 24. Психология профессионального межличностного общения*
- Глава 25. Специалист и трудовой коллектив
- Глава 26. Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста
- Глава 27. Психология межличностных конфликтных отношений в коллективе
- Глава 28. Профессиональная адаптация специалиста
- Глава 29. Стресс и личность специалиста
- Глава 30. Профессиональная готовность специалиста*