Страницы: ← предыдущая следующая → Психология педагогического коллектива
Основные цели образовательного учреждения реализуют в своей профессиональной деятельности педагоги (учителя в школе, преподаватели и мастера производственного обучения в профессиональном училище и техникуме). Несомненно, что каждый педагог реализует свои профессиональные функции в соответствий со своими возможностями. Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение педагогических целей по отношению к тому или иному воспитаннику требует объединения их усилий и определенного взаимодействия. Поэтому, рассматривая деятельность педагогов в образовательном учреждении, мы должны говорить об определенной структуре отношений между педагогами, об их объединении в развивающуюся группу, имеющую признаки коллектива.
Основополагающий принцип понимания психологической структуры группы людей определяется как отражение ее жизнедеятельности в целом [6]. Жизнедеятельность педагогического коллектива отражается в его двух главных функциях: учебно-воспитательной (производственной) и социально-гуманитарной [8]. Первая функция выражает непосредственно интересы общества, вторая - интересы работников.
В целом, когда мы говорим о психологической структуре любой группы людей, необходимо рассматривать ее в двух аспектах. Первый аспект связан с рассмотрением структуры отношений, второй - с выделением подструктур, характеризующих развитие группы как коллектива.
Деловая структура педагогического коллектива включает прежде всего производственные связи педагогов, направленные на достижение целей педагогической деятельности и носящие как формальный, так и неформальный характер.
Выделяется два структурных «разреза» в отношениях между педагогами - деловой («официальный», «формальный», «ролевой», «внешний») и социально-психологический («неофициальный», «неформальный») [8]. Последний отражает деловые отношения, но не прямо, а через призму потребностей и интересов членов коллектива, их психологии.
Смысл выделения этих двух структур становится понятным лишь в связи с функциями коллектива: если деловая структура вытекает из его производственных функций, то социально-психологическая структура скорее отражает социально-гуманитарные функции, потребности и интересы его членов, в том числе обусловленные их трудовой деятельностью.
Понятие «деловая структура» интерпретируется в двух планах: идеальном и реальном. В идеальном плане деловая структура представляет собой модель системы деловых связей и отношений, целей и задач коллектива. Модель системы деловых связей фиксируется в уставах и должностных предписаниях, в инструкциях и правилах. Она адекватно может быть описана с помощью понятия «формальная структура». К понятию «формальная структура» следует отнести также практическую peaлизацию предписаний и инструкций, если они выполняются без искажений и дополнений.
Но в реальной жизни идеальная схема деловых отношений выдерживается не полностью - поведение членов коллектива и руководителей отклоняется от нее в ту или другую сторону, дополняется новыми элементами. Это происходит в результате персонификации социальных ролей, под влиянием психологических особенностей членов коллектива, сложившейся системы межличностных отношений и ряда других факторов.
Часть таких аномальных деловых отношений вообще не может быть предусмотрена инструкциями и включена в содержание ролей даже при самом детальном их проектировании: они зависят лишь от индивидуально-психологических особенностей учителей и руководителей, возникают по поводу исполнения ими той или иной роли, допускаемых нарушений, личных притязаний и т.д. Поэтому всю реально складывающуюся систему деловых отношений нельзя назвать формальными отношениями. Часть их носит неформальный характер.
Социально-психологическая структура складывается из связей, психологических по своей природе. Она включает в себя симпатии и антипатии, уважение и пренебрежение, групповые цели, отношения к целям совместной деятельности, ее результаты и т.д. Эту систему чувств, потребностей, интересов, ценностных ориентации и установок целесообразно назвать социально-психологической структурой коллектива. Ее главный нерв, основной каркас состоит из межличностных отношений – отношений членов коллектива друг к другу.
В соответствии с названными группами функций можно выделить также два блока психологической структуры педагогического коллектива [6]. В каждой подструктуре, входящей в соответствующий блок, специфично проявляются такие общие качества развивающегося коллектива, как интегративность (мера единства, слитности, общности),микроклимат, определяющий самочувствие каждого педагога, референтность (принятие педагогами группового эталона), лидерство (реальное выделение личностей, оказывающих существенное влияние на педагогический коллектив).
Первый блок отражает реализацию учебно-воспитательной функции и имеет подструктуры профессиональной направленности, организованности и подготовленности к совместной деятельности.
Направленность группы, как считают социальные психологи, является важнейшей психологической подструктурой.
Она как бы пронизывает все остальные подструктуры. Групповая направленность определяет сплоченность группы, интегрируя направленность целей и мотивов деятельности личностей, образующих группу. Понятие профессиональной направленности неразрывно связано с отношением членов группы к профессиональной деятельности, в основе которых лежат профессионально-этические нормы. В профессиональной направленности прослеживается нравственная эталонность, когда образцом поведения для всех педагогов становятся нормы профессиональной этики.
Необходимой предпосылкой для профессиональной направленности педагогического коллектива является любовь к детям, педагогическому труду, склонность работать и общаться с детским коллективом. Любовь учителя к детям выражается в заботе об их настоящем и будущем благополучии, в способности понять ребенка, проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, стремлении помочь в решении возникающих у детей разнообразных проблем.
Однако такая реализация своей производственной функции присуща далеко не всем педагогам. Поэтому в педагогических коллективах не всегда доминируют нормы, в которых забота о воспитанниках занимает достойное место.
Организованность педагогического коллектива состоит в реальной эффективной способности группы к самоуправлению. Управляя групповым сознанием, организованность характеризуется через общие качества: организационную интеграцию управленческих функций членов педагогического коллектива, их организационную сплоченность [7], эталонность, микроклимат, удовлетворенность педагогов организованностью педагогической деятельности, способность коллектива стимулировать активность педагогов.
Подготовленность к совместной деятельности предполагает готовность каждого не только к реализации своих профессиональных функций, но и к взаимодействию в решении педагогических задач. В педагогической деятельности необходима совместимость всей группы педагогов, работающих для достижения общей цели, референтность в профессионально-деловом микроклимате.
Реализация социально-гуманитарной функции предполагает удовлетворение самых различных потребностей учителя: в труде, в получении определенного материального вознаграждения, общественного признания, в общении, дружбе, самореализации, отдыхе, в социальной защите. Эта функция определяет такие психологические подструктуры педагогического коллектива, как интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность.
Интеллектуальная коммуникативность представляет собой процесс нахождения общего языка и установления взаимопонимания между педагогами. Эта подструктура реализуется в способности создавать оптимальные пути взаимоинформации, в определении общих позиций, суждений, принятия групповых решений. Идеальным эквивалентом интеллектуальной коммуникативности, как считает Л.И. Уманский [6], является способность членов группы понимать друг друга с полуслова. Для педагогического коллектива интеллектуальная коммуникативность характеризуется интеллектуальным единством, т. е. готовностью педагогов оценивать педагогические явления и факты на основе выработанных в педагогическом коллективе единых норм.
Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, динамический процесс преобладающего эмоционального настроя. Эмоциональная коммуникативность в педагогическом коллективе характеризуется сопереживанием педагогов за успехи и неудачи друг друга, эмоциональной поддержкой в сложных ситуациях.
Волевая коммуникативность - это способность педагогического коллектива противостоять трудностям, его своеобразная стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях. При возникновении трудности создается групповое волевое усилие. Психологическая структура развивающейся группы актуализируется и реализуется только в ее жизнедеятельности, в процессе реального решения поставленных задач.
Развитость перечисленных подструктур оказывает существенное влияние на психологический климат педагогического коллектива.
В отечественной психологии впервые термин «психологический климат» ввел Н.С. Мансуров. Исследуя личностные факторы повышения производительности труда, он обратил внимание на то, что «возникает социально-психологическая проблема организации хорошего «психологического климата в коллективе», и проанализировал некоторые конкретные пути создания такого климата на промышленном предприятии.
Одну из первых попыток раскрыть содержание понятия «психологический климат» сделал В.М. Шепель [18], который писал: «Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей».
Под психологическим климатом понимают систему относительно устойчивых психических состояний, типичных для данного коллектива и значимых для его членов и их деятельности.
Психологический климат выступает повседневным пространством трудовой деятельности индивида, активно влияя на ее мотивы, устойчивость, эффективность. Значимость его приобретает особый смысл в педагогической профессии, где эмоциональное состояние учителя выступает не просто сопутствующим элементом трудовой деятельности, а включается в саму профессию.
Коллектив остается для учителя важнейшим фактором, определяющим его профессиональную форму. Основная масса учителей положительно оценивают тот микроклимат, в котором профессионализм является поощряемым и ценностным. Наличие высокой значимости профессионального уровня требует от психологического климата подвижности, одобрения творческой активности учительства.
Направленность педагогического коллектива на творчество и профессиональную мобильность, очевидно, находит более яркое отражение в психологическом пространстве при наличии целого ряда условий. На первое место среди них учителя выдвигают наличие профессиональной свободы.
Эта позиция, по мнению современного учительства, обеспечивается изменением организационной культуры школьных организаций. Больше всего здесь ценят демократизм, отсутствие постоянного давления и опеки со стороны администрации.
Вторым важным условием повышения профессиональной значимости учителя является его право свободно выражать свое мнение, право на то, что его мнение будет услышано, понято, а не осуждено и высмеяно.
Наличие подобной психологической ситуации создавало бы, как считают учителя, более благоприятные условия для проявления личной профессиональной оригинальности учителя, влияло бы на появление авторитетов, выросших в собственном коллективе. Рождение талантливых преподавателей, которые становятся прекрасными профессионалами, учителя оценивают как важный результат широкого комплекса всей организационной и управленческой культуры школы и дают этому явлению достаточно высокую оценку.
Яркие личности коллег становятся притягательной и организующей силой, повышающей профессиональный потенциал коллектива в целом и стимулирующей труд его отдельных представителей. Присутствие в коллективе авторитетных профессионалов рассматривается как один из факторов, побуждающих коллег к поиску своего педагогического почерка.
Соотношение инструментального и социоэмоционального аспектов в педагогическом коллективе психологи называютличностно-активным типом психологического климата. Личностно-активный тип климата отличается заботой о развитии личности работника, ее успехах, комфортности, самореализации не только в профессиональном, но и личностном плане. Особенно высокой оценки здесь удостаиваются те, чьи личные усилия соответствуют целям школьной организации и профессиональной эффективности.
Часто бывает так, что в коллективе сформировалась устойчивая традиция добрых личных взаимоотношений, работник ощущает заботливое отношение как со стороны администрации, так и коллег. Иногда это состояние выражается в формуле: «школа как родная семья», «школа как родной дом». Сама по себе эта формула имеет мощный позитивный смысл, означающий, что школа, педагогическая профессия являются для учителя высшей ценностью, приравниваемой к семье, близким и родным людям. Но если в ней присутствуют исключительно дружеские эмоции, если на второй план уходят профессиональные требования и снижается требовательность к профессиональным качествам, профессиональной дисциплине, то такие эмоциональные привязанности могут серьезно мешать эффективной работе и порождают собственный тип психологической атмосферы. Такой тип психологической атмосферы в коллективе называютличностно-пассивным.
Высокий уровень эмоционального включения в профессиональный коллектив обеспечивает, как свидетельствуют психологи, уравновешенное, оптимистическое психологическое состояние учителя, мобилизующее его на эффективную работу в коллективе. В связи с этим актуальным является проблема развития самоуправления в педагогическом коллективе.
Самоуправление в педагогическом коллективе - форма организации его жизнедеятельности, обеспечивающая развитие самостоятельности педагогов в принятии и реализации решения для достижения общих целей.
Между целями и содержанием деятельности педагогического коллектива и отношением к ним каждого педагога может возникнуть противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив как интегрирующий мотивы членов коллектива. Цель, поставленная руководством школы перед педагогическим коллективом, превращается в мотив группового действия, когда педагоги видят, что удовлетворение их профессиональных планов зависит от достижения этой цели. Директор школы, поставив цель перед педагогическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.
Самоуправление развивается только тогда, когда педагоги оказываются в ситуации выбора решения, в котором определяются пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Принятие решения педагогическим коллективом и последующая его реализация при активном участии педагогов обеспечивают их включенность в процесс развития совместной деятельности.
Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести педагогов к новой цели совместной деятельности. На последующих же этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяется цель, реализуемая впоследствии педагогическим коллективом.
Таким образом, сообщество педагогов, развиваясь в совместной деятельности, превращается в группу высокого уровня развития - коллектив, отличающийся профессиональной направленностью, подготовленностью, организованностью, интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативностью.
Психолог школы должен постоянно отслеживать процессы, происходящие в педагогическом коллективе. Прежде всего речь идет о диагностике межличностных отношений, для определения которых можно использовать различные модификации социометрии. Кроме того, важно постоянно быть в курсе изменений различных подструктур, отражающих процесс развития группы педагогов как коллектива. Особое внимание должно уделяться формированию благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, снятию возникающих напряжений, предупреждению конфликтов и разрешению конфликтных ситуаций.
Вопросы
1. Зачем нужно педагогам объединяться в коллектив?
2. Как влияют друг на друга деловая и социально-психологическая структуры коллектива?
3. Какие признаки свидетельствуют о развитости педагогического коллектива?
4. Какие нормы формируются в педагогическом коллективе и как они формируются?
5. Зачем нужно развивать в педагогическом коллективе самоуправление?
План семинара
«Психология педагогического коллектива»
1. Педагогический коллектив: психологическая структура и функции.
2. Факторы влияния на психологический климат в педагогическом коллективе.
3. Методы формирования положительного психологического климата.
Основная литература
Кан-Калик В А., Никандров НД. Педагогическое творчество. М., 1990.
Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.
Реан А.А., Коломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.
Социальная психология коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982.
Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. М., 1995.
Дополнительная литература
Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М.,1998.
Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М.,1999.
Моргунов Е.Б. Личность и организация. М., 1996.
Саранов А.М. Инновационный поиск в современной развивающейся школе. Волгоград, 1999.
Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., 1997.
Сластенин ВА., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование. М., 1997.
Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. Кострома, 1990.
Шепелъ В.М. Управленческая психология. М., 1984.
Якунин В А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
- Учебник для вузов педагогическая психология - Учебник...
- Предисловие
- Предмет, задачи и структура педагогической психологии
- План семинара
- Основная литература
- Принципы и методы педагогической психологии Принципы педагогической психологии
- Методы педагогической психологии
- Характеристика методов
- Исторические аспекты развития педагогической психологии
- Образование как социокультурный феномен Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества
- Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества
- Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса
- Задачи становления субъектности на разных этапах онтогенеза
- План семинара
- Дополнительная литература
- Концепции педагогического процесса и его психологические основания
- Цели образования
- Роль целостной личности в образовании
- Традиционные концепции образования
- Культурологический подход в образовании
- Альтернативные концепции
- Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме
- Принципы проектирования содержания и методов образования
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Психологические исследования труда учителя
- Дополнительная литература
- Место психологии в деятельности педагога Проектирование педагогической деятельности. Рефлексивная психология и ее место в деятельности педагога.
- Педагогическое общение
- Компоненты педагогического общения
- Функции педагогического общения
- Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
- Ситуация как структурная единица педагогического общения
- Объективная реальность
- Психологическое обеспечение педагогического общения
- Практические рекомендации учителям по разрешению педагогической ситуации
- Предпосылки успеха в педагогическом общении
- Техника педагогического общения
- Причины возникновения проблемной ситуации в деятельности учителя
- Психология педагогического воздействия Понятие педагогического воздействия. Стратегии воздействия
- Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия
- Пример из практики
- Пример из практики
- Виды педагогического воздействия
- Конструирование ситуаций педагогического воздействия с позиций рефлекторной модели психики
- Теория ролей и конструирование ситуаций педагогического воздействия
- План семинара
- Педагогические способности Роль педагога в образовании как процессе развития способностей
- Соотношение общих и специальных (педагогических) способностей
- Уровни педагогических способностей
- Значение педагогических способностей
- Структура и динамика педагогических способностей
- Уровни результативности деятельности учителя
- Закономерности и механизмы развития педагогических способностей
- Показатели уровня развития педагогических способностей
- План семинара
- Индивидуальные стили педагогической деятельности Психологическое сопровождение индивидуального стиля деятельности педагога
- Соотношение типического и индивидуального в деятельности педагога
- Страницы: ← предыдущая следующ
- Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
- Влияние педагогической ситуации на проявления личностных качеств учителя
- Влияние личности учителя на педагогическую ситуацию
- Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности
- Виды стилей деятельности учителя
- Проблема компенсации и индивидуального стиля деятельности
- Психологические механизмы индивидуального стиля общения
- Приемы противостояния манипулированию
- Страницы: ← предыдущая следующая →
- Глава 4. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития педагога
- Модели работы психолога с педагогами (характеристика подходов)
- План семинара
- Дополнительная литература
- Психологическое обеспечение деятельности педагога
- Индивидуальная работа психолога с учителем
- Предмет работы ведущего в группе
- Работа с личностью
- Работа с группой
- Роль психолога в тренинге
- Методические средства, используемые в тренинге
- Активные методы обучения в работе с педагогами
- Страницы: ← предыдущая следующая → Психология педагогического коллектива
- Психологические основы организации педагогической деятельности
- Глава 5. Психология воспитания
- Основные понятия психологии воспитания
- Психологические аспекты воспитательных технологий
- Особенности воспитания на разных возрастных этапах
- Влияние семьи на формирование личности
- Воспитание ребенка в семье Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности
- Влияние матери и отца на развитие ребенка
- Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
- Диагностика родительско-детских отношений
- Модели работы психолога с семьей
- Индивидуальное консультирование родителей
- Родительские группы
- План семинара
- Роль воспитания в моральном развитии личности
- Основная литература
- Воспитание личности в культуре
- Роль игры в воспитании личности
- Классификация игр
- Роль игры в психическом развитии ребенка
- Игра как метод психологической коррекции и терапии
- Влияние средств массовой информации на воспитание личности
- План семинара
- Основная литература
- Воспитание личности в изобразительной деятельности
- Влияние сказки на формирование личности
- Психологический анализ сказок
- Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
- Сказка как метод психологической диагностики
- Четвертая сказка: «Похороны»
- Роль детского коллектива в воспитании личности
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 6. Психология обучения Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность Задача психологии обучения
- Психологические составляющие обучения
- Учебная деятельность как система
- Концепции обучения и их психологические основания
- Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения
- Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения
- Приемы и техники управления учащимися на уроке
- План семинара
- Психологические аспекты компьютеризации образования
- План семинара
- Приложения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи службы .
- 1. Целями Службы являются:
- 2. Задачи Службы:
- III. Организация деятельности службы
- IV. Основные направления деятельности службы
- V. Обеспечение деятельности службы
- Правила общения с ребенком
- Клюева Надежда Владимировна,
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,