logo
_selevko_g_k_sovremennye_obrazovatelnye_tehnolo

12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)

Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS (educational park of open studios).

Прообразом организации процесса в Школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами, которых интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества в продуктивной среде (семье, мастерской, ферме). Сегодняшние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.

Эта технология интегрирует идеи и принципы ряда образовательных технологий, среди которых в первую очередь следует назвать белл-ланкастерскую систему, систему С.Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко), воспитательную методику И.П.Иванова.

В 95-й школе Екатеринбурга (типичная массовая школа на окраине города, 1200 учащихся, двухсменный режим работы) парковую технологию внедряют с 1993 года.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + СДП.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система «репетитор».

По организационным формам: индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + свободного воспитания.

По преобладающему методу: диалогическая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучаемых: любые категории.

Целевые ориентации

• Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу.

Концептуальные положения

•  Образование рассматривается как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида.

•  Интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта.

•  Школьный класс - замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа.

•  Учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям становятся полезными справочниками.

•  Пересматривается система учебных ценностей - многие истины быстро становятся частными мнениями.

•  Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком.

Особенности содержания

Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельной организации мира.

В парк-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий (от кухонных, авторемонтных и столярных до торговых, спортивных и компьютерных), для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.

Особенности методики

Школа-парк основана на разновозрастных объединениях детей - открытых студиях.

Открытая студия отличается от класса тем, что это не группа учеников, пришедших на урок, и это не группа учеников, формально принадлежащих к одному уровню подготовки. В отличие от номинальной структуры класса, где иерархия способностей как бы несущественна для главного ритуала урока и где каждый предстает голым одиночкой перед учителем-драйвером, в открытой студии действует ие-рархичная структура старших и младших во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и материальная структура, типичная для мастерской, где каждый мастер и подмастерье знает свое место. Правда, на особой периферии такой студии-мастерской еще предусмотрено место для случайных посетителей и постоянных клиентов, как в любой мастерской сферы услуг.

По форме управления и организации учебного процесса студия резко отличается от урока, где учитель выполняет административную функцию драйвера погонялы. В открытой студии-мастерской учитель - старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случае надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов (кроме чисто физических, связанных с техникой безопасности, младенческой и старческой немощью и т.п.) здесь не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников (как рядовых мастеров в своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших - с постоянными клиентами и посетителями, где они выполняют функции старших - гидов типа чичероне.

Основной метод обучения - диалог, речевое общение партнеров.

Речевая практика допускает любое число партнеров, каждый из которых делает свой ход (реплику, которая может быть и вполне нулевой) по своим личным, но динамично согласуемым с партнером правилам. И когда учителю удается вести урок в таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос объяснение - закрепление - опрос» учебного материала), ученик получает возможность развивать свое, сугубо личное знание в объектной сфере данного учебного предмета. Игры можно проводить на материале практически любого учебника для школы и вуза без слишком драматичного нарушения норм классно-урочного ритуала. Например, самая интересная выглядит как обычный просмотр учебника, страница за страницей, с речевым, моторным, жестовым и всяким другим (включая гримасный) комментарием учителя и учеников по поводу его содержания.

Именно открытый диапазон таких значимых (для всей группы!) замечаний снимает с учителя функцию казенного оценщика ответов и переводит занятие в режим свободного, частного, сугубо личного дела каждого из участников.

Оценивание результатов. В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном (в обучении) уровне - уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобы выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.

Мощная парк-школа, состоящая из множества открытых рабочих студий, представляет эффективную модель воспитания.

Литература

1. Балабан М. Бесплатная реформа //Педагогический калейдоскоп. - 1994. - № 13 -14.

2.      Балабан М. Право на неграмотность //Педагогический калейдоскоп. -1995. - №6.

3.      Балабан М. Выпустим школу на волю //Первое сентября. -1997. - Me 30, 33.

4. Бабалан М. Новая жизнь без революции //Первое сентября. - 1996. -№67.

5.     Балабан М. Что такое школа-парк //Первое сентября. — 1993. - №7.

6.     Балабан М. Свободные парк-школы: учебные материалы для аналитических семинаром педагогике массового образования. - М.: НИВЦ МГУ, 1992.

7.     Соловейчик С. Мечта и действительность //Первое сентября. — 1996. - № 100.