logo
_selevko_g_k_sovremennye_obrazovatelnye_tehnolo

XII. Педагогические технологии авторских школ

Термины «инновационная школа» и «авторская школа»употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г.Песталоцци, С.Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Школы М.Монтессори, Р.Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н.Сороки-Росинского, Н.А.Сухомлинского, Ф.Ф.Брюховецкого, Т.Е.Конниковой и др.).

Особую роль авторские школы играют на современном этапе революционного преобразования общественного устройства: они ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной техно прической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

•  Инновационносгпь: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

•  Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др. ) от традиционных, принятых в массовой школе.

•  Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

•  Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

•  Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

•  Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Литература

1. Селенко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. -Ярославль, 1997.

2.      Управление развитием школы // Под ред. ММ. Поташника, В С. Лазарева. - М., 1995.