logo
_selevko_g_k_sovremennye_obrazovatelnye_tehnolo

12.2. Модель «Русская школа»

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить.

Ф.Тютчев

Гончаров Иван Федорович - доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета,

Погодина Людмила Николаевна - директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы Л» 141 г. Москвы и объединяющего детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.

Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой начиная со времен М.В. Ломоносова. Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы высказывали И.А. Ильин, К.А. Тимирязев, Н. Бердяев, В.В. Розанов и в новое время Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.

В школе дореволюционной России национальная идентификация осуществлялась с помощью преподавания на русском языке православия (изучения Закона Божьего), после революции эту роль выполняли русский язык и коммунистическое воспитание.

С начала 90-х годов выделилось несколько направлений строительства русской национальной школы. Сторонники культурно-образовательного подхода (И.Ф.Гончаров) стараются максимально насытить содержание образования русским этнографическим и историческим материалом. Ими широко используются русские народные песни и музыка, хоровое пение, былины, сказания, а также родиноведче-ский материал. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечественная литература, география России, русское искусство. В преподавании преодолевается доминирующий ныне, по мнению сторонников этого направления, «очернительный» взгляд на историю русского народа как цепь неудач и поражений и осуществляется переход к воспитанию на положительных примерах, показу светлых сторон русского характера, героических сторон истории. Как правило, образовательная деятельность органично дополняется соответствующей воспитательной работой.

Русскую национальную школу создают и учредители православных учебных заведений, где образовательный материал представлен религиозным содержанием, составляющим неотъемлемую составную часть русской культуры - молитвами, Житиями святых, духовной музыкой, церковным песнопением. Интересная попытка возрождения очагов русской духовности по примеру Сергия Радонежского путем организации своеобразных школ-монастырей предпринимается исподволь в различных регионах страны (М.Щетинин).

Третье направление - это построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России. Национальная школа - это в первую очередь просто хорошая система образования. Стремление же гипертрофировать национальное содержание неизбежно ограничивает общее образование; «нация не нечто противоположное общечеловеческому, но стиль творческого усвоения народом общекультурного содержания» (С.Гессен).

Модель «Новая русская школа», осуществляющаяся в с.ш. №141 г. Москвы (Л.Н.Погодина), объединяет особенности всех трех перечисленных направлений, интегрируя и адаптируя их позиции к современным социально-политическим и экономическим условиям.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + суггестивная.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СЭН + СУМ.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская + религиозная.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация отношений.

По категории обучающихся: массовая.

Целевые ориентации

•  Формирование нового русского человека - высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к само образованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина.

•  Возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей.

•  Создание системы школьного образования, основанной на глубоком освоении богатейшего культурного наследия России, повышение уровня знаний населения о России и одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации.

•  Пробуждение русского национального самосознания, русского национально го духовного характера, глубинными чертами которого являются:

-   идея единения и согласия, гармония народного бытия («лад», «мир»);

-   идея великой Русской земли;

-  ощущение исторического долга и преемственности поколений, служение отеческой вере, государству (державе), народу;

-   идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов;

-   идея духовного служения и стремления к истине («правде-матушке»);

-   идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, богослужения (служения высшим ценностям);

-   идея «чинности», «слаженности» (русский аналог гармонии) бытия;

-   идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов;

-   всечеловечность (всемирная отзывчивость).

Концептуальные положения

•  Русская школа в современных пространственно-временных (политических, экономических, социальных) координатах является средством национальной самозащиты, где только и может сохраниться великая русская культура.

•  Русская школа - лучшая форма защиты национального от националистического.

•  Новая русская школа должна давать образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий, и только тогда она может называться национальной. При этом она не должна быть технократической, дающей только какуюто сумму ЗУН. Она органически связана с основной идеей - спасением нации, со хранением ее в истории.

•  Приобщение к нравственности как первооснове человека; приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.

•  Новая русская школа вбирает в себя концепции экологического, планетарно го, ноосферного, космического мышления, сочетает принципы патриотизма и все мирного взаимоуважения народов.

•  Грядущая русская школа - школа новой генерации. Это не реставрация в первозданном виде лучших прежних школ, не пристройки к ним, но возрождение русской школы в новом акте творения. Вхождение России в XXI век знаменуется созданием массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого - действительно просвещенные, широко образованные и пре данные России, и только России люди (И.Ф.Гончаров).

Особенности содержания

Содержание образования определяется наукой, народностью и православием (рис. 20).

Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин.

Народность - это отечественная культура (прежде всего русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др.). Освоение культурного наследия раскрывается в системе специально разработанных учебного плана и программ (И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина). Родной русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство русского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Коренное преобразование литературы (программа И.Ф.Гончарова) — обновленный состав произведений.

Курс «История России» предстает не как история классов, смена формаций, а как история людей, персон.

Специальные и факультативные курсы дополняют и углубляют содержание основных дисциплин.

Спецкурс «Светочи России» представляет учащимся великих людей прошлого и настоящего, наших национальных гениев, раскрывает самобытность и значение их личностей, идей и поступков.

Курс «Святыни России» - природные, культурные, исторические -способствует погружению ребенка и подростка в мир национальных русских ценностей, вселяет гордость за нашу необъятную и богатейшую страну.

Курс «Русская душа» посвящен исконным качествам русского человека; это обычаи, праздники, трудовые навыки, сказки, это символы ее природы - березы, дубы, реки и озера, птицы и звери, которых надо беречь и охранять, чтобы не опустела Русь.

Особое внимание уделяется освоению русской народной культуры и национальных ремесел.

В модели «Русская школа» представлены такие новые курсы, как «Русский фольклор», «Русская этнография» (народные обряды, свадьбы, ярмарки, образ жизни, календарная основа русской жизни), «Русское прикладное искусство», «Русская художественная культура» (музыка, живопись, театр, кино - до наших дней).

Рис. 20. Технологическая карта включения русского национального компонента в содержание образования (I-XI классы)

Православие - это не только и не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях православия, на духе, менталитете православия.

В курсе «Русское православие» изучается история русской церкви, он вовлекает в размышления о мире, о Боге, о Церкви, о Православии, о Духовности человека. В этом курсе нет ни мистики, ни мракобесия, ни невежества, которыми пугают каждый раз начинающего духовно образовываться человека. Эти размышления лишь делают жизнь более осмысленной, направленной на служение лучшему на Земле, учат спасать свой народ, порождают Любовь, Веру, Надежду, подвигают на борьбу со злом.

Гармонично сочетать науку и православие - актуальная задача школы.

Особенности методики

Взаимоотношения участников педагогического процесса в Русской школе основываются на соборности, сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии.

Соборность в обучении означает единение множества «Я» вокруг общего дела при сохранении индивидуального и коллективного. Соборность - это взаимное духовное, душевное обогащение, происходящее в разнообразных формах общения, взаимодействия, самоуправления детей в учебно-воспитательном процессе.

Сотрудничество - это совместное напряжение, совместный труд участников какого-либо дела. В процессе обучения сотрудничество восходит к сотворчеству -совместному созиданию, соавторству в создании материальных и духовных ценностей. Разработка и воплощение идеи соразвития учителя и ученика в реальной педагогической практике принадлежат Л.Н.Толстому.

Особенности воспитания

В воспитательной работе обеспечивается тесная связь трех факторов - семьи, школы и общества.

Основы личности ребенка закладываются в семье, поэтому построение Русской школы тесно связано с сохранением русской семьи, ее воспитательного уклада.

Основные педагогические идеи многовекового опыта воспитания детей в русском социуме:

-   совместная жизнедеятельность (сотрудничество) воспитателей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;

-   воспитание существенных личностных качеств - ответственности, воли, характера в ходе установления взаимной зависимости (заботы) в общем деле взрослых и детей;

-   духовная самоотдача, служение людям, милосердие как естественное состояние;

-   возвышение духовных потребностей людей с помощью народного творчества: сказок, песен, пословиц и т.п., организация воспитания смышленых ребятишек в приобщении к труду взрослых, к ремеслу, совместный труд с умельцами;

- деловое общение в игре; серьезное отношение взрослых к детской игре, разработка игр, различных соревнований, создание развивающих игрушек.

Широко используется национальный песенный материал; через русскую народную песню, обрядовую музыку открывается и постигается эмоционально мудрость и глубина русской нации.

Литература

1. Беллярминов И. Курс русской истории. - М.: Роман-газета, 1993.

2.      Бутромаев В. Русская история для всех. - М.: Роман-газета, 1992.

3.      Волков Г.Н. Программа по народной педагогике. - М., 1992.

4.      Ганичев В.Н. Русские версты. - М.: Роман-газета, 1992.

5.      Гончаров И.Ф. Новый экспериментальный учебный план Русской школы. - Спб., 1992.

6.      Гончаров И.Ф. Подвигнут я тобою. - Л., 1988.

7.     Гончаров И.Ф. Положение о Русской школе. - Спб., 1992.

8.     Гончаров И.Ф. Русская национальная школа: Концепция. - Спб., 1992.

9.     Гончаров И.Ф. Школа уходящая и восходящая // Народное образование. - 1993. - №1. 10. Гончарова Т.И. Светочи России, наши великие спутники, путеводители (Русский национальный пантеон). - Спб., 1993.

11.    Жирков ЕМ. Как возродить национальную школу. - М., 1992.

12.    К.Д.Ушинский и русская школа / Под ред. Е.П.Белозерцева. - М.: Романгазета, 1994.

13.    Кон И.С. Этнография детства. - М., 1983.

14.    Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М., 1984.

15.    Лихачев Д.С. Раздумья. - М., 1991.

16.    Погодина Л.Н. Русская школа //Педагогический вестник. -1996. - № 5.

17.  Поселянин Е. Сказание о святых вождях Земли Русской. - М.: Романгазета, 1993.

18.      Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

19.      Русская школа. Вып. I, И, III. - М.: Роман-газета, 1993.

20.      Селевко Г.К., Короткова З.П. Рыбинский гуманитарно-музыкальный ком плекс. -Ярославль, 1994.

21.      Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. - М., 1992.

22.      Толстой Л.Н. О народном образовании // Пед. сочинения. - М., 1953.

23.      Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Пед. сочинения: В 6 т. - М., 1988. - Т.2.

24.      Шадриков В.Д. Духовные способности. - М., 1996

25.      Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. - М., 1994.