6.Организация адаптации детей к условиям дошкольных учреждений
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др. Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разных стран, было выделено три фазы адаптационного процесса:
Острая фаза или период дезадаптации.
Подострая фаза или собственно адаптация.
Фаза компенсации или периода адаптированности.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития ребенка. Главная задача психолога и педагогов в данных группах помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Адаптационный период – серьезное испытания для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» /Е.И. Морозова/
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема вызывает трудности в процессе ее решения. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. В связи с этим, педагогу – психологу необходимо усилить просветительскую работу с родителями и педагогическими кадрами: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития общения взрослого и ребенка, практические применения эти знания в условиях адаптации.
-
Адаптация
дезадаптация.
адаптация
адаптированность
- 1.Становление педагогики раннего детства в России.
- 2.Современные исследования по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
- 4.Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
- 5.Обоснование необходимости воспитания детей с первых дней жизни (н.М. Щелованов, н.М. Аксарина и др.).
- 6.Организация адаптации детей к условиям дошкольных учреждений
- 7.Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей 1-го года жизни.
- 8.Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей 2-го и 3-го года жизни.
- 9.Своеобразие содержания и организации игр-занятий с детьми 1-го и 2-го года жизни.
- 10 .Организации самостоятельной деятельности детей 2-го и 3-го года жизни.
- 11.Психолого-педагогические основы режима дня детей раннего возраста.
- 12. Особенности обучения детей раннего возраста
- 13. Методы руководства игрой детей раннего возраста.
- 14.Обусловленность воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями их развития.
- 15.Этапы развития игры в раннем возрасте. Особенности руководства играми в группах раннего возраста.
- 16.Особенности развития речи детей раннего возраста. Особенности воспитательно-образовательной работы по развитию речи в группах раннего возраста.
- 18.Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста. Роль педагога в формировании предметно - игровой деятельности детей.
- 19. Диагностика психического развития в организации работы групп детей раннего возраста.