3.1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
В первой группе методы делятся на 4 подгруппы по характеру учебно-познавательной деятельности:
I 1) Словесные. Источник знаний – живое слово учителя или книжное слово. К этой группе относятся монологические и диалогические методы: рассказ, лекция, объяснение, беседа, диспут, дискуссия, конференция и т.д.
Рассказ используется для описания предметов, явления, событий, может быть вступительным, повествовательным, заключительным.
Требования к рассказу: доступность, логичность, эмоциональность, использование наглядности. Часто рассказ используют для детей младшего и среднего школьного возраста.
Лекция – развёрнутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы, направленное на описание сложных систем, явлений, процессов, объектов а так же взаимосвязей между ними.
Виды: Вступительная, текущая и заключительная.
Требования: Последовательное изложение по плану и сообщение этого плана ученикам, чёткость, логичность и доказательность, оптимальный темп, проблемность изложения, использование наглядности, эмоциональность речи и контакт с аудиторией.
Беседа - метод активного взаимодействия учителя и учащихся, когда при помощи целенаправленной системы вопросов ученики побуждаются к актуализации усвоенных знаний, усвоению новых знаний путём самостоятельных выводов, размышлений, обобщений.
Могут быть: вводная, для изучения новых знаний, для повторения, обобщения, контроля.
Требования: необходима подготовка системы вопросов, которые должны быть ясными, однозначными, индивидуальный подход в процессе беседы, знание и владение техникой задавания вопросов, необходимо спрашивать всех, в том числе и слабых, давая время на обдумывание ответа, проявлять терпеливость и доброжелательность, создавать ситуацию успеха.
Дискуссия – метод, который используется для обмена взглядами по учебной проблеме с целью обогащения содержания изучаемого материала, его обобщения и формирования оценочных суждений.
Требования: обязательная предварительная подготовка, наличие у учеников знаний по проблеме, обучение умениями вести дискуссию, умение однозначно задавать вопросы, логично и ясно излагать свою точку зрения, пояснять, аргументировать свою позицию, принимать точку зрения других, обобщать и подводить итоги. Для учителя важно давать возможность детям высказываться, наводя их на правильный ход мыслей, рассуждений, умело делать выводы, подводить итоги, не опережать ответы учеников.
2) Наглядные методы. Источник информации – созерцание, восприятие окружающей действительности.
Методы: демонстрация, иллюстрация.
Демонстрация - наглядное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде с целью раскрытия динамики изучаемых явлений, их внешнего вида и внутреннего устройства.
Требования к демонстрации: Объект должен быть хорошо виден, нужно обращать внимание на существенные свойства и качества объекта, стимулировать к осмыслению увиденного, должна показывать суть явления, т.е. переходить от внешнего устройства к внутреннему, от целого к части.
Иллюстрация – показ и восприятие учениками предметов, процессов, явлений в их символическом изображении при помощи плакатов, карт, рисунков, схем.
Требования: необходимо сочетать со словесными методами, использовать оптимальное количество иллюстраций, использовать технические средства для обучения, должна быть эстетически правильной, красивой, вызывать эстетические чувства.
3) Практические методы. Источник знаний – практическая деятельность (Упражнения, практические и лабораторные работы)
Упражнение – планомерно организованное повторение с помощью выполнения действий с целью овладения знаниями или повышения их качества.
Бывают: письменные, устные, графические, лабораторно-практические, производственно-трудовые.
Требования: особенно важна многократность повторения действий, систематичность и последовательность, варитивность и детализация, контроль и самоконтроль.
II Методы по логике передачи и восприятия знаний: Индуктивные и дедуктивные. Методы, которые используют изложение от общего к частному и от частного к общему.
III По степени самостоятельности:
Репродуктивные: объяснительно – иллюстративные учитель предлагает знания в готовом виде и организует их восприятие, роль ученика – понять и запомнить. Здесь могут быть использованы и слово и наглядный метод.
К продуктивным относятся методы, которые полагают, что знания не даются в готовом виде, а учитель показывает как они были получены, как исследовалась и решалась проблема, проблемные меоды сопровождаются созданием проблемной ситуации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 39. Методы обучения. Их многообразие и классификация. Специфичность методов обучения информатике.
- 1.Понятие о методе обучения.
- 2. Критерии отбора методов обучения.
- 3. Классификация методов обучения
- 3.1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 3.2. Методы стимулирования и мотивации обучения
- 2) Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности.
- 3.3. Методы контроля и самоконтроля
- Специфичность методов обучения информатике